Вопрос специалисту

Сложная адаптация к детскому саду

Сложная адаптация к детскому саду

Здравствуйте! Ребенок очень сильно активный, недавно мы пошли в садик, и воспитатели на него жалуются, прошло всего 3 дня, адаптация сложно проходит. Ходим мы 2 часа, если ребенок не адаптируется, сказали, домой заберете. Он не играет с детьми, еще не разговаривает, на свое имя редко, но откликается, не повторяет, когда говоришь "повтори" или сделай что-то, но все показывает руками, что хочет кушать или пить, он на все руками показывает, или же достает тарелки, или же когда хлеб хочет, корочку, он достает доску и хочет достать нож, порезать, то есть хочет быть самостоятельным, дома с нами играет, все нормально, кроме того, что не разговаривает и не повторяет, а вне дома везде лазает, и дергает, и ломает. В садике говорят, что не видели такого ребенка, и это меня сильно расстроило, они посоветовали мне показать его к специалисту, а один раз моя дальняя родственница сказала, что у него аутизм, помогите, что можете сказать, посоветовать? Куда можно и кому можно его показать, может это просто дефицит внимания?

Забира

Добрый день, Забира!

Хотеть быть самостоятельным для ребёнка в этом возрасте – это нормально. Кризис трёх лет как раз и нацелен на то, чтобы ребёнок получил в своей жизни больше автономии. Так что за то, что ребёнок сам достаёт доску и пытается резать хлеб, можно только порадоваться.

В этом возрасте у ребёнка уже должны быть какие-то слова. Если до 3-х лет ребёнок не начинает разговаривать, то необходима консультация специалиста (невролога, логопеда, психолога). Вам сейчас нужно обратить внимание на своё поведение: есть ли смысл ребёнку дома вообще говорить или всё угадывается за него? В порыве сделать жизнь малыша максимально комфортной, мы иногда предугадываем все его желания. Выдерживайте паузы, ждите, что ребёнок скажет. Прямо говорите «я не понимаю, что ты хочешь, скажи словами, я же говорю тебе словами». Старайтесь не давать то, что ребёнок хочет, но не просит хотя бы звуками, помогайте это озвучить «ты хочешь доску? На доску». Но всё это не отменяет необходимость консультации специалиста.

Адаптация в саду никогда не пройдёт за 3 дня. Минимум – 2 недели, бывает и больше. Вам в этот период нужно посмотреть, как ребёнок взаимодействует с другими детьми, идёт ли он вообще в отношения, поддерживает ли зрительный контакт, не пугается ли громких звуков, нет ли однотипных реакций (раскачивание, тряска руками). Проконсультируйтесь с юристом, имеет ли право детский сад отказывать ребёнку только лишь из-за того, что тот не играет с детьми.

Если ваша родственница не врач, она не может адекватно и квалифицированно понять диагноз. Не заостряйте на этом внимание. Да, вы можете прислушаться, принять к сведению. Но не бить панику и не брать каждое слово других людей на веру.

В 3 года мы ещё не можем говорить о наличии или отсутствии у ребёнка дефицита внимания. Потому что в этом возрасте у всех детей есть такой дефицит. Мозг ещё недостаточно сформирован, чтобы подолгу держать внимание на каком-то предмете, особенно если он не представляет интереса.

Однако проверить ребёнка, в том числе на аутизм, не будет лишним. Найдите знающего, имеющего много положительных отзывов детского психиатра. Лучше искать не по расположению, а по качеству, в том числе в других городах. Важно, чтобы человек умел определить проблему, без сверхдиагностики, но учитывая все особенности.

Аутизм – это не приговор. Это иной способ работы мозга, иное восприятие мира и мышление. И с этим можно жить, можно найти своё место в мире и адаптироваться, особенно если диагноз ставится рано и есть много времени на коррекцию.


Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»