Сын сильно увлечен компьютерными играми, просмотром видео на телефоне. Стал обманывать меня, 31 августа я наказала его на месяц, запретив игры на компьютере и забрала телефон. Он с 2015 года занимается в футбольном клубе, является капитаном команды. Вчера, 04.09, после тренировки заявил тренеру, что уходит из футбола. Сообщил мне. Я в шоке, что делать? Говорю, пойдём на другую секцию, кружок, что просто так дома ты сидеть не будешь. Он не хочет. Говорит, гулять будет. Спрашивает меня, как можно отписаться и не ходить на дополнительные занятия в школе. 4 класс. Что мне делать? Настоять продолжить ходить на футбол? Или дать уйти? Это его желание было - пойти на футбол, я никогда не заставляла, всегда ходил с удовольствием. Может, это из-за запретов на компьютерные игры и телефон у него такая реакция? Подскажите, как быть? Хочет ничего не делать, никуда не ходить, ничем не заниматься, а гулять. И стал скрытным, обманывает.
Юлия, здравствуйте.
Компьютерные игры, действительно, бич нашего времени. И часто являются проблемой в отношениях между детьми и родителями. Я понимаю ваше беспокойство, связанное с этим вопросом. Однако предлагаю вам сейчас встать на место вашего сына и попробовать понять, что происходит в его душе.
Складывается ощущение, что в его жизни довольно мало свободы. И компьютерные игры – то, что ему нравится, от чего он ещё недавно получал большое удовольствие, теперь под запретом. Зато остались необходимые дела, учёба (которая, скажем прямо, далеко не всегда приносит удовольствие), дополнительные кружки и секции (которые он посещает, видимо, тоже из позиции «надо», а не «хочу»).
Если представить себе его чувства, можно понять его желание сейчас откреститься буквально от всего, что вызывает напряжение, и просто уйти на волю – ничего не делать, сидеть в телефоне, гулять. Это очень нужно детям. Свободное время, часы, когда предоставлен исключительно самому себе и наслаждаешься – всё это должно быть в жизни каждого человека. И ваш сын не исключение.
И из этой же позиции можно почувствовать, что сейчас он словно протестует против всего остального! Вы насильно отняли у него то, что нравилось. Он в ответ добивается крайней свободы – вообще ничегонеделания. В конце концов, такая тактика, и его, и ваша, может перерасти в настоящую войну. И именно этого очень не хочется допустить.
При этом важно помнить, что взрослый в доме всё-таки вы. И это значит не только то, что на вас лежит большая ответственность за жизнь сына и вы по праву должны быть авторитетом, но и что по сути вы более опытная, более мудрая. Вы способны пойти на уступки, рассмотреть иные точки зрения, позаботиться и помочь. Всему этому ваш ребёнок только учится, в том числе и у вас.
Я предлагаю вам задаться вопросом – что ваш сын получает за компьютером? Какие эмоции испытывает? Что происходило в его жизни в тот период, когда он начал им сильно увлекаться? Общается ли он там с друзьями? Быть может, компьютер как раз и помог ему наладить контакт со сверстниками? Или же он в чём-то спас его, помог отключиться от каких-то тревог и мыслей?
Сначала прокрутите эти вопросы в голове и попробуйте ответить на них самостоятельно. А затем спросите у самого ребёнка.
Ещё один важный момент. Постарайтесь в этих разговорах с сыном занимать позицию доброго, любящего, честного взрослого. Не начинайте ваш разговор с ругани или недовольства. Контакт получится гораздо лучше и глубже, если вы поделитесь своими чувствами: «Я переживаю по поводу того, что сейчас происходит. Мне тревожно, что ты так много времени проводишь за компьютером, от этого может страдать учёба и иные твои увлечения. Но при этом я понимаю, что тебя в нём что-то интересует. Поделись, что? Раньше тебе нравится футбол, а что нравится сейчас? В какие игры ты играешь? Что там происходит?».
Попробуйте пойти на компромисс и договориться: «Я понимаю, что ты сейчас на меня злишься и обижен, что я отняла у тебя компьютер и телефон. Это действительно было тебе неприятно, я не задумывалась об этом раньше. Давай договоримся: компьютеру и видео посвящаем не больше 1-2 часов в день (к примеру). А остальное своё свободное время ты можешь заполнить, как хочешь».
Посещение секций вашим ребёнком – тоже по большей части его ответственность. Попробуйте оставить её ему. Предложите покинуть футбольную секцию, если уж он так и хочет, но на время. Чтобы понять, что хочется делать дальше. Вы не можете приказывать (можете, конечно, чисто теоретически, но за этим будет следовать и дальше негативизм со стороны ребёнка, непослушание, желание скрыть свою жизнь, отчаяние стремление хоть к какой-то автономии), но можете смело предлагать.
Есть множество секций, которые развивают навыки, полезные в жизни. И эти секции связаны не только со скучными для ребёнка школьными предметами, но и с чем-то интересным. В том числе компьютерными играми. Посмотрите у себя в городе кружки и дополнительные занятия, в которых есть что-то типа робототехники для школьников, составления игр-бродилок, экспериментариумы и др. Предложите вместе сходить на пробные, открытые, бесплатные занятия. Вдруг сыну это понравится.
Всё это важно, потому что лишая ребёнка какой-то важной вещи (даже из благих целей, а у вас они именно такие), но не давая альтернативу, которая тоже была бы ему интересна, мы оставляем его буквально ни с чем. И из этого «ничего» ему хочется сбежать, отвоевать себя.
Не доводите до войны. Оставайтесь мудрой и заботливой взрослой, понимающей и тёплой. Чтобы сын понимал, что у него есть и защита, и обязательства, и свобода в жизни.
Психолог Портала «Я – родитель»