Здравствуйте, Евгения!
Ваш ребенок находится в стадии активного развития, в том числе и речевого. Он учится говорить, пополнять свой словарный запас и сейчас у него еще нет понимания, какие именно слова можно и нужно учить, а каких слов следует избегать, – он впитывает в себя абсолютно все, что есть в окружающем мире.
Важно понимать, что мы не можем создать идеальные условия для развития ребенка, более того, в этом нет необходимости. Здоровое воспитание предполагает не изоляцию ребенка от любого рода негатива, а помощь в формировании устойчивых навыков конструктивного реагирования, адаптации и т.д.
В данной ситуации очень важна реакция взрослых на поведение ребенка. Стоит максимально сдержанно и сухо реагировать на это, не должно быть криков и наказаний, игнорировать сложившуюся ситуацию тоже не стоит. Проговорите с ребенком, расскажите, что такие слова есть, но каждому слову есть свое место и время. Объясните ребенку, что такие слова не нужно говорить на улице, в садике, при взрослых и т.д. Со временем ребенок поймет, что может говорить эти слова только наедине с собой, и потребность в их произнесении отпадет.
Старайтесь реагировать на поведение ребенка без ярко выраженной эмоциональной окраски, если ребенок произносит такие слова в Вашем присутствии, попросите его повторить слово, скажите, что Вы такого слова не знаете, попросите рассказать, что оно значит, и постепенно подведите малыша к мысли о том, что данное слово здесь неуместно. Попробуйте вместе с ребенком придумать игру или сказку, персонажами которой будут доброе слово «Спасибо» и неприличное слово, на сюжете путешествий слов по миру объясните ребенку, в какой ситуации уместно то или иное слово. На данном этапе развития у ребенка очень развито воображение, поэтому, проявив фантазию, Вы сможете говорить с ним на одном языке.
Старайтесь не ругать ребенка за произнесенные слова, потому что он всего лишь учится правильно говорить и вполне естественно, что в процессе обучения он допускает ошибки.
Всего доброго!
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»