Здравствуйте!
Учитывая возраст ребёнка и соматический симптом (то есть связанный с телом), я предлагаю обратить внимание на две линии: и на физиологическое состояние, и на психологический компонент.
Чтобы минимизировать риски и быть уверенной в том, что симптом ребёнка не является медицинской сложностью, важно проконсультироваться у детского невролога (и ЛОРа, если к нему направляет терапевт). Это стоит сделать, потому что в раннем возрасте телесные проявления могут быть сигналом о физиологических изменениях. И потому что малыш ещё не до конца сам может понять и рассказать вам, что именно с ним происходит.
Например, если бы уши закрывал подросток, мы бы в большей степени смотрели в сторону его эмоционального благополучия. Для маленьких детей посещение врача будет стоять в приоритете.
С точки зрения психологии, то, что ваш мальчик закрывает ушки, может быть сигналом о том, что ему сложно справиться с чем-то, что происходит вокруг него и по отношению к нему. Например:
1. Детки с высокой чувствительностью и низким порогом возбуждения могут сложно переносить громкие, хаотичные, резкие звуки. В том числе слишком активный мультик, чужой плач, крики.
Это связано с особенностью работы нервной системы. В этом случае рекомендуется помнить о такой особенности малыша и следовать за его состоянием: уводить из шумного места, когда становится тяжело, избегать неожиданных громких стимулов.
2. Насильственное отношение к ребёнку со стороны взрослых.
Если вы заметили, что малыш начал закрывать ушки после того, как папа дёрнул за ухо, - это может быть совпадением, а может быть причинно-следственной связью.
В любом случае, важно не применять физических наказаний в сторону детей. Есть множество исследований о том, что это негативно влияет на психику ребёнка, может привести к повышению тревожности, пугливости, агрессивности, сложностям в обучении и в отношениях со сверстниками.
Кроме того, если ребёнок и сейчас вспоминает тот инцидент, можно подойти и на его языке рассказать о том, что случилось, попросить прощения. Например: «Родной, в тот день папа разозлился. Он дёрнул тебя за ушко, хотя не должен был так поступать. Это было неправильно. Прости, пожалуйста».
Нет ничего плохого в том, чтобы просить у ребёнка прощения, когда мы совершаем ошибки. Наоборот, так мы укрепляем отношения, показываем своё раскаяние и важность благополучия малыша.
3. Напряжённая атмосфера дома.
Малыш может чутко реагировать как на то, как относятся к нему, так и на то, как взрослые относятся друг к другу.
Если у ребёнка мало свободы, если любая шалость или нарушение дисциплины влекут за собой крик и наказание, ребёнок будет чувствовать себя дома небезопасно, он будет испытывать тревогу, беспокойство. А в напряжённом состоянии желание сбежать из тяжёлой ситуации может проявляться в том числе вот так: нарушением сна, закрыванием ушей или глаз.
В выборе тактики воспитания важно помнить о нормативах развития. Например, в 2-3 года малыш очень плохо себя контролирует, и это норма (если запретили, но ему очень хочется, всё равно может полезть и сделать), его эмоции очень сильные (эмоции детей раннего возраста – это аффекты, у них не существует полутонов), чувствительность к родительскому неодобрению очень высока (критика ощущается болезненно, малыш считает себя причиной всего происходящего, а отвержение с точки зрения развития воспринимается как полное оставление малыша со своей болью и может быть травматичным).
Хорошо, если получится не столько ругать, сколько вводить естественные последствия за нарушение правил. Объяснять наказание сдержанно, можно недовольным тоном, но спокойно, без криков и вспыльчивости.
А значит, полезно научиться регулировать своё эмоциональное состояние, как минимум, рядом с ребёнком. Для него это важно. Ваш дом, ваше тепло, ваша забота и любовь – это основа для его гармоничного развития.
Плюс, если вы с мужем ярко ссоритесь друг с другом, это также создаёт в малыше напряжение. Семейные конфликты лучше решать вне детских ушей, чтобы мальчик мог ощущать себя безопасно и спокойно рядом с вами.
Обратите, пожалуйста, внимание: все три причины могут быть смешаны друг с другом. Необязательно, что у вашего мальчика исходной точкой является что-то одно. Чувствительные детки, в целом, гораздо более восприимчивы к тому, что с ними происходит. Поэтому и отреагировать на повышение тона, на ссору могут более ярко, чем детки, у которых порог возбудимости нервной системы высок.
Все мои рекомендации и размышления – это то, что приходит в голову в ответ на ваше письмо. Однако они могут быть далеки от истины, потому что я опираюсь на довольно краткое описание и на свой опыт работы. Помните, пожалуйста, что ваша ситуация – уникальна, как и всякая другая. Я могу лишь предполагать причины, но точно знаю, что нет двух идентичных семей, а потому рекомендации для одной нельзя просто взять и, как под копирку, перенести на другую.
Рассмотрите то, что я написала, как гипотезы, проверьте, насколько они могут быть истинны для вас. И действуйте исходя из того, что обнаружите.
Вы написали обращение, полное заботы, любви к малышу, с тревогой за него и желанием помочь. Вы точно хорошая, внимательная мама. И в этом ваша опора – ваше сердце интуитивно может заметить многое. Позвольте ему повести вас вслед за тем, что хочет от вас ребёнок и какое послание он вам «рассказывает» с помощью симптома.
Берегите себя. Всего доброго!
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»