Вопрос специалисту

Ребёнок становится замкнутым, боится что-то сделать неправильно

Ребёнок становится замкнутым, боится что-то сделать неправильно

Здравствуйте! Моей дочери 6 лет, стала замечать, что она становится замкнутой, хотя по характеру она Лев и дома это как раз проявляется, но, например, где-то в коллективе, в садике, она боится что-то сделать неправильно или не так, иначе сделают замечание или поругают (хотя такого и не было ни разу). Знаю, что это наша ошибка, родителей, в воспитании, договорились с мужем «ослабить контроль», но как это сделать так, чтобы не превратить во вседозволенность? И чтобы она росла без страха кому-то не понравиться или сделать что-то не так? Младшему сыну 1,5, она его очень любит, возможно, ревность, хотя стараемся и ей время уделять. И ещё когда мы вместе всей семьей, т.е папа дома (а он иногда отсутствует по причине своей работы, командировки) дочь сразу меняется, как правило, это игнор папы, не всегда конечно, но раз призналась мне «потому что мама обидится», хотя я ей говорю, что этого не будет и я только рада, когда вы с папой играете.

Наталья

Наталья, здравствуйте!

Чтобы не превратить контроль в вседозволенность, нужно чётко понимать, в первую очередь, для себя, на что сейчас способна и что может решать девочка. Чем старше ребёнок, тем большими навыками он обладает, а значит, тем большая свобода ему требуется, в том числе для развития.

Очертите для себя круг ситуаций, в которых выполнение правил жёстко обязательно. Их не должно быть много, и они должны касаться, в первую очередь, безопасности ребёнка. То есть, нельзя выбегать на проезжую часть, нельзя уходить с незнакомцами (даже говорить нежелательно), нельзя вставать на подоконник и т.д. Каждый запрет должен быть понятен ребёнку, то есть его нужно объяснить простыми словами и без лишнего устрашения.

Правила, которые не касаются безопасности, могут быть уже более гибкими.

Для ребёнка нормально тестировать ваши границы и проверять, достаточно ли тверды ваши условия. И тут важно соблюсти баланс: где-то вы, действительно, должны оставаться непреклонны (но при этом не ругать, не кричать, не спорить, а методично объяснять запрет и поддерживать чувства: «вижу, что ты злишься, но так делать нельзя, это обязательное правило, я могу тебя обнять, если хочешь, понимаю, как тебе обидно, однако с этой ситуацией ничего не сделаешь»).

Но где-то важно поддаваться ребёнку, идти на уступки. Чтобы у девочки был опыт побед и отстаивания собственного мнения.

Гибкость правил может выглядеть и как уступка в определённый момент (в какой-то день, к примеру, лечь спать позже), и как позволение решить самой (к примеру, идти ли сегодня гулять), и как поиск компромисса (на улицу вы вместе выбираете дочке одежду, а вот дома она может ходить как хочет, хоть в костюме принцессы).

Самое оптимальное – создавать определённые рамки, в пределах которых ребёнок может выбирать самостоятельно, что ему больше по душе. На примере питания это будет выглядеть так: десерт можно есть только после основного приёма пищи, обязательно кушать за столом, когда семья собирается вместе. А вот что именно и в каком количестве ребёнок будет есть – решать ему (учитывая, что мы соблюдаем строгие правила с десертом).

Здесь вы можете заметить скользкий момент. Чтобы ребёнок мог сам решить, что есть, у него должен быть выбор. Его выбор – это всё, что есть в холодильнике. А вот чем вы будете заполнять холодильник, какие блюда готовить – это уже ваша ответственность. И это и есть те самые рамки, в которых заключена свобода выбора ребёнка. Вы создаёте условия и массу возможностей, которые сами считаете допустимыми, а ребёнок выбирает.

Со временем эти рамки необходимо расширять, чтобы девочка могла чувствовать себя всё более самостоятельной (согласно возрасту) и способной о себе позаботиться.

Страх не понравиться и что-то сделать не так появляется не из внешнего, социального мира, а из родительской семьи. Поэтому, чтобы девочка не боялась кому-то не понравиться и что-то сделать не так, она должна на 100% знать, что вам она всегда нравится и никакая её ошибка не является катастрофой, перечёркивающей для вас её ценность.

Такая внутренняя установка у ребёнка формируется в плоскости ваших с ней отношений. То, как вы сами реагируете на её слова и поступки, не обесцениваете ли чувства, не сравниваете ли её с другими детьми, не отвергаете ли личность при плохом поведении – всё это является фундаментом самоценности ребёнка.

Важные правила, которые надо знать: показывать, что вы любите дочку без условий (ситуации «пока ты ведёшь себя правильно, ты хорошая и я с тобой, а как только ведёшь себя плохо, ты мне больше не нравишься и я ухожу из контакта» быть не должно); разделять личность ребёнка и поведение (вы можете быть недовольны именно действием, но никогда – самим ребёнком, его качествами и внутренним миром); слушать желания и давать возможность девочке быть свободной (в тех самых рамках, потому что без свободы выбора не появится самостоятельность).

Момент по поводу маминой обиды немного непонятен. С какого времени девочка начала так считать? Что этому предшествовало? Что и где она слышала? Какое ваше невербальное послание поймала? Вы могли не заметить, но что-то могло зацепить ребёнка. И тогда ваши действия: раз за разом показывать, что вы не обижаетесь, проводить время вместе, улыбаться (искренне), когда муж с дочкой остаются вдвоём и т.д. То есть через поведение показать, что с мамой всё в порядке, не только на словах.

Но это одна сторона медали. Эту же ситуацию можно рассмотреть и иначе. «Мама обидится» может быть поводом для того, чтобы не общаться с отцом. И тогда вы можете более детально изучить, а в какие игры играют папа с дочкой? Не скучно ли ей? Захватывает ли её процесс? Нравится ли самому мужу проводить время с ребёнком? Дети очень чувствительны к состоянию взрослых и ловят всё, что мы пытаемся спрятать под маской добродушия.

Девочка может и отвыкать от папы, если его долго нет рядом. Терять с ним близость. И из-за этого ей нужно какое-то время, чтобы снова наладить контакт.

В этой ситуации многое зависит от папы: от его умения увлечь ребёнка, услышать её желания, проявить чуткость и внимание, нужные именно для девочки.

И конечно, важно, чтобы муж проявлял то же самое к вам. Лучшее, что может сделать отец для дочки, - это любить её маму. Девочка должна видеть, что в семье есть разные типы отношений. Одни – между папой и мамой. Другие – между родителями и ребёнком. И важно соблюдать иерархию.

Потому что мама – всё же взрослый человек. Она не может обидеться на ребёнка. Чувство обиды возникает в ситуации, когда кто-то другой, кто больше и сильнее нас, что-то нам не дал.

Чтобы ребёнок понимал это, важно выстраивать линии отношений.

Взрослые – это про заботу, защиту и опору. Отношения между взрослыми не такие, как между ребёнком и взрослым.

Дети – про изучение мира, открытия, пробы и становление. Оберегать родителей и думать об их душевном комфорте не входит в задачи детства. Быть может, однажды в будущем, когда девочка совсем вырастет, она начнёт и сама о вас заботиться. Но совершенно точно – не сейчас. И если это понять, правильная иерархия в семье начнёт строиться гораздо легче и естественнее.

Я желаю вам удачи.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»