Вопрос специалисту

Ребёнок в саду не общается, не играет

Ребёнок в саду не общается, не играет

Здравствуйте. Дочка, 5 лет, с августа этого года пошла в детсад. До этого был перерыв в 2 года. В 3 года ходила в садик, но где-то 1,5 месяца (в которые три дня ходила и 2 недели на больничном). Перестали тогда ходить по многим причинам: второй маленький ребенок на руках, 30 минут по пробкам до садика в одну сторону, истерики дочери в машине по дороге в садик. Сейчас в средней группе не общается, не играет. Воспитательница говорит (я бы сказала, жалуется), что она ведь ребёнок, должна играть, хоть какой-то интерес проявлять... Дочери я объясняю, что нужно общаться с детками, играть, что нужно привыкать, т.к. в школе будет еще больше детей. 15 октября вышли после больничного, 4 недели проболели. Мне кажется, что воспитательница сама мало старается, хотя говорит, что и то, и другое ей предлагает (порисовать, например). А дочь стоит, просто смотрит. Запугивать ребенка, если не будешь общаться , тогда то-то и то-то - тоже плохо. Давать какие-то советы воспитательнице? Она ведь с большим стажем. Меня больше напрягает, что воспитательница мне как-будто предъявляет почти каждый вечер, что дочка (Ксюша) всех сторонится. Как мне вести себя и с воспитательницей, и с дочкой? Я в растерянности... Какую литературу почитать? Её очень много на просторах инета... Благодарю за ответ.

Светлана

Светлана, здравствуйте.

Адаптация к любому новому месту требует времени. Особенно для маленького ребёнка. Очень важно ему это время дать. При этом все дети разные: кто-то сразу бежит знакомиться и играть, кто-то ревёт без конца и просится на ручки, а кто-то осматривается, стоит в сторонке, наблюдает за другими. Ребёнок ведёт себя так, как ему в момент адаптации комфортно, исходя из собственных чувств. Это надо бы принять, не только вам, но и воспитательнице.

Быть замкнутым, недоверчивым – для многих детей в новой, незнакомой среде совершенно естественно. Для повышения психологического комфорта детей в детских садах есть штатные психологи, к которым вы можете обратиться за помощью, консультацией.

С вашей стороны важно понять, что пока ребёнок привыкает, он имеет право быть тихим и недоверчивым. Не нужно стыдить дочку за это, корить, это лишь породит чувство вины. Ваша поддержка и внимание – вот то, что особенно необходимо дочке. Ребёнку нужно знать, что за плечами у неё есть мама, что мама уверена в том, что ситуация в саду наладится, что девочка сможет адаптироваться и, при необходимости, отстоять себя. Даже если на это нужно время, вашу веру в ребёнка это не должно поколебать.

Формируйте у дочки положительный образ сада: проигрывайте дома с игрушками разные ситуации, создавайте в играх такие возможности, чтобы герой девочки мог встраиваться в коллектив, начинать общение, отвечать на какие-то призывы. Спрашивайте вечером, что хорошего и интересного было в детском саду, чтобы переводить внимание девочки на положительные моменты. Обсуждайте перед походом в сад, что её там ждёт: какие игры, какие детки, какая еда и т.д. Фантазируйте вместе о саде как о чём-то хорошем, о месте, где может быть тепло и безопасно, где её ждёт радость и комфорт.

Можно давать ребёнку с собой в сад какую-то вещь, ассоциирующуюся с домом – игрушку, любимую заколку для волос, маленькое полотенце. Что-то, что можно повертеть в руках, накинуть на плечи, чтобы почувствовать себя лучше.

Самый основной момент – ваша любовь, ваше тепло и поддержка, уверенность, что дочка справится, принятие её поведения. Важно дать ребёнку место и для отрицательных переживаний, связанных с садом. Поддерживать, слушать, называть эмоции, побольше обнимать и хвалить, создавать доме спокойную и доброжелательную атмосферу. Эти шаги работают на повышение психологической устойчивости, что нужно для адаптации в любом новом месте.

Фразы о том, что «нужно привыкать» и т.д., замените на расспросы, как дела, на фокусировку внимания на положительных моментах. То, что нужно привыкать, в принципе, и так понятно. И дочка привыкает вот так – в сторонке, наблюдая. Сейчас это – её путь.

Конечно, наставлять воспитательницу, что и как делать, не стоит. Но в любой ситуации, в любом разговоре хорошо бы оставаться на стороне ребёнка и отстаивать его интересы. Да, сейчас вот так – дочка не хочет играть. История про то, что «должна играть» - нет, не должна. Долженствование по отношению к детям только повышает уровень напряжения и тревоги. От этого общаться и включаться в жизнь сада ребёнок не станет, а лишь ещё больше замкнётся в себе.

Во многом то, насколько воспитательница умеет включить в занятие всех детей, увлечь, заинтересовать – зона её ответственности. Так же, как её умение пережить, если ребёнок что-то не хочет. Взрослый человек отличается от ребёнка тем, что может понять и принять чужие эмоции, найти подход.

Для вас же главное – чтобы ребёнку было хорошо. А для этого, как я говорила, нужно ваше понимание, спокойствие и комфорт дома, ваша верность интересам ребёнка, поддержка, забота, тепло и уверенность, что дочка со всем справится.

Из книг я рекомендую почитать историю «Поцелуй в ладошке» Одри Пенн. Хорошо читать это вместе с девочкой перед сном. Это сказка про адаптацию в новом месте и про то, что может с ней помочь.

В практике я часто встречала положительные результаты от перенесения этой истории в жизнь. Создание такого собственного «поцелуя в ладошке» (или обнимашек по карманам), который будет греть ребёнка в незнакомом месте, помогать верить в себя, напоминать, что мама всегда любит, никогда не оставит, что за плечами есть надёжный дом, где можно расслабиться и согреться от заботы близких людей.

Обратите внимание на следующие материалы на нашем портале:

1. По вопросам адаптации можно прочесть следующие статьи:

 https://www.ya-roditel.ru/media/gallery/vospitanie/schastlivyy-rebenok-adaptatsiya-v-detskom-sadu/

https://www.ya-roditel.ru/professionals/help/adaptatsiya-k-detskomu-sadu-vechnaya-problema-kotoraya-kasaetsya-kazhdogo-rebenka-/

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya-v-kollektive/

2. Вопрос частых и продолжительных болезней тоже заслуживает внимания. Почитайте этот материал, возможно, он будет полезен и поможет задуматься над какими-то глубокими психологическими причинами:

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/zachem-boleyut-deti/

3. Если вас беспокоит стеснительность, застенчивость ребёнка не только в саду, но и за его пределами, можно изучить следующую статью:

https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/zastenchivyy-rebenok-kak-pomoch-rebenku-preodolet-stesnenie/.

Я желаю вам много сил, мудрости, терпения и любви в сердце. Для ребёнка в период адаптации очень важно быть уверенным в материнской любви и заботе. А для этого нам самим нужно занимать взрослую позицию, чувствовать ребёнка, входить в его положение, поддерживать и верить, что он способен на многое. Но иногда для этого нужно время.   

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»