Ребёнок ведёт себя как выскочка

Ребёнок ведёт себя как выскочка

Подскажите, как быть в ситуации, когда ребенок ведет себя как выскочка? Влезает во взрослые разговоры. Комментирует абсолютно всё, на занятиях не дает никому высказывать свое мнение. Все время пытается всех поучать. Может даже повысить голос на взрослых. Как исправить это поведение?

Здравствуйте.

В установлении границ с ребёнком самое важное – точно и объективно для себя понимать и осознавать, кто тут на самом деле взрослый. Борьба за авторитет может проходить только между людьми, стоящими на одном уровне иерархии. Структура детско-родительских отношений предполагает, что взрослый здесь – именно вы. И это даёт вам как определённые права, так и обязанности.

Прежде, чем идти в отношения с ребёнком и доказывать ему «кто тут главный», верните саму себя во взрослую позицию. Почувствуйте, что это вы несёте ответственность за ребёнка, а не наоборот, что это вы заботитесь и обеспечиваете его необходимым, как физически, так и эмоционально (и опять же, что крайне важно, - не наоборот).

Возможно, в результате такого переосмысления ситуации необходимость доказывать свою правоту и устанавливать границы пропадёт. Потому что границы уже установлены, самой жизнью. Если у вас на комментарии ребёнка и перебивание появляется раздражения и усталость – это ваша личная история, с которой нужно разбираться. Учиться слушать себя и понимать, почему в какой-то момент вы вылетаете из взрослой позиции, почему детские слова и поведение заставляют вас чувствовать себя некомфортно.

То, насколько взрослыми мы чувствуем себя внутри, прямиком отражается на наших отношениях с детьми. Ребёнок очень хорошо считывает и нашу неуверенность, и сомнения, и страх. Это не значит, что он, как манипулятор, бьёт по больным местам. Но если где-то ребёнок видит, что родитель не чувствует себя взрослым, что на него до конца нельзя опереться и быть уверенным в его силе, то делает вывод: эту силу нужно создавать самому, нужно самому строить для себя опору.

Такой неосознанный вывод порождает неуверенность. А один из способов справиться с ней – почувствовать себя сильным в этом мире, компетентным, много знающим и умеющим решать вопросы.

И тогда ребёнок, действительно, влезает в разговоры, везде с кажущейся уверенностью выступает со своим мнением. Чтобы так почувствовать себя сильнее, способнее. Потому что взрослый рядом не настолько стабилен и надёжен, чтобы на него положиться.

Чтобы установить границу в отношениях, нужно, в первую очередь, провести её внутри себя. Точно знать, что вы – большая, ребёнок – маленький. Вы отвечаете за его жизнь и безопасность, он зависит от вас. А вместе с тем, вы более мудрая, способная посмотреть чуть глубже, понять, что действительно прячется за таким поведением ребёнка, и удовлетворить его потребности.

Ответьте себе на следующие вопросы: почему ребёнку необходимо влезать в разговоры? Обращают ли на него внимание, если он тихо сидит в углу? Есть ли у него опыт, что когда он молчит, то всё равно остаётся заметным для взрослых? Не является ли его поведение стремлением получить ваше внимание и любовь? Не хвалили ли вы ребёнка в большинстве случаев за его ум и рассуждения? Нет ли в семье догмата обучения и интеллекта? Достаточно ли ваш сын получает вашего тепла и заботы? В каких ситуациях кроме высказывания своего мнения он может чувствовать себя уверенным? Есть ли вообще такие ситуации? И как их создать, чтобы ощущение собственной компетентности формировалось не только благодаря высказыванию своего мнения?

Ситуацию про крик можно рассмотреть в таком же ключе. Что ребёнок хочет сказать криком? Услышали ли бы вы его, если бы он не кричал? Ведь криком мы пытаемся достучаться до другого человека. С чем до вас пытается достучаться ваш сын? Насколько вы доступны для него? Насколько воспринимаете всерьёз его желания и просьбы?

Принято ли в вашей семье кричать? Если мы позволяем себе поднимать голос на ребёнка, это становится нормой во взаимоотношениях. Поэтому, в данном случае, с одной стороны, стоит начинать с себя: меньше срываться и быть более внимательной к словам окружающих (и это также обеспечивается взрослой позицией). А с другой, установить правило: дома мы не кричим. И объяснять ребёнку, что на других людей кричать нельзя, если он хочет, чтобы его услышали, то должен дотронуться до вашей руки, дождаться, пока вы освободитесь.

То же самое касается и перебиваний, комментариев, «влезаний во взрослые разговоры». С одной стороны, вы разбираетесь, чего не хватает ребёнку (внимания, серьёзного отношения, тепла, заботы, уверенности в вас и вашей любви), и даёте ему это. А с другой, раз за разом объясняете, что перебивать людей некультурно. В обществе принято, чтобы люди слушали друг друга. Поэтому есть правило: ты можешь говорить, только когда я или кто-то другой закончит. Если мама занята и говорит подождать, надо ждать. Как я освобожусь, обязательно тебя внимательно выслушаю.

Ребёнок 7-ми лет уже достаточно взрослый, чтобы говорить с ним о таких вещах, он уже способен всё понять. Не существует, к сожалению, волшебных методик, нормализующих внутреннее состояние ребёнка и закрывающих какие-то его дефициты.

Зато рядом с ребёнком есть вы. Главный человек, который учит самостоятельности и жизни, показывает и рассказывает о важных вещах, обращает внимание и очень серьёзно относится к каждому слову. И при этом помнит, что рядом с ним – ребёнок, маленький, что-то желающий, где-то боящийся, имеющий внутреннее напряжение и неудовлетворённость.

Ваша задача – сохранить себя во взрослой позиции и где-то стараться смотреть более глубоко и мудро на то, что происходит с ребёнком, основываясь на своём опыте и знаниях. Ответить на перечисленные выше вопросы, чтобы лучше для себя понять, что происходит в семье, как распределяются роли, чего не хватает ребёнку, какой вклад вы сами вносите в ситуацию. И методично, с помощью разговоров и обсуждений, объяснять, какие есть правила, что допустимо, а что нет, почему нельзя перебивать, почему нужно учитывать мнение других людей (и при этом важно не перебивать и самого ребёнка, учитывать и его мнение, иначе правило получится односторонним). И обращать чуть больше внимания, интересоваться сыном, заботиться и помогать, где нужно, а где справляется сам – замечать и хвалить, даже когда он ничего сам не говорит о своих успехах. Даже особенно, если ничего не говорит.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»