Вопрос специалисту

Шестилетний сын ведет себя так, будто ему четыре

Шестилетний сын ведет себя так, будто ему четыре

Сыну скоро 6, а он до сих пор ведёт себя как 4-летка. Все, что говорю, приходится повторять по несколько раз: с первого раза он делает вид, что не слышит. Хочет только играть, и больше ничего. Укладываю спать, выхожу - а он уже вскочил и машинками шумит. Ни один вид наказаний не работает. Разговаривали, обещали поощрения, угрожали, лишали развлечений, ставили в угол - все приводит к начальной точке. Недавно стал обдирать обои! И это почти в 6 лет! Мальчик не злой, наивный и доверчивый. Все воспринимает близко к сердцу. Но такое ощущение, что память работает только кратковременная. Читать не может: буквы все знает, а в слово сложить - нет. Пока читает второй слог - первый забыл. Стихи учит неплохо, вот только забывает быстро. Через пару недель, если не повторять, не вспомнит даже близко. Как первый раз видит. Не может сидеть на месте или стоять спокойно. Все время двигается, вертится, чешется, мнёт что-то в руках. У нас уже нервы сдают, а через год в школу. Как помочь малышу? Может, есть какие-то упражнения на концентрацию внимания, на память? Пробовали то, что нашла в интернете - результатов нет. Надеюсь на вашу помощь.

Ирина

Ирина, здравствуйте.

Причин недостаточного объема и концентрации внимания, а также сниженной памяти может быть несколько. Для начала стоит исключить возможные физиологические причины. Прошу проконсультироваться у детского невролога.

При этом я подозреваю хроническую усталость и перевозбуждение психики. Для начала нужно заняться вопросом режима дня и питания ребенка. Следите за тем, чтобы ребенку хватало всех микроэлементов, чтобы был качественный и продолжительный сон. Возможно, стоит рассмотреть раннее укладывание (20.00-21.00). Следите, чтобы перед сном (примерно час) было спокойное время бодрствования: приглушенный свет, отсутствие света от любого монитора, минимальная эмоциональная нагрузка. Возможно, стоит отменить некоторые занятия или заменить интеллектуальную нагрузку на физическую.

Если ребенок постоянно движется, не боритесь с этим, не наказывайте. Не думайте, что ребенок может сам справиться с этим. Его психика все еще возбудима, остановиться он действительно не всегда может. Заменяйте, предлагайте альтернативу. Например, чтобы сосредоточиться, пусть мнет мягкий шарик, а не рвет обои. Или, если он рвет их перед сном, то учите его расслабляться иначе. Лучше всего подойдут дыхательные упражнения. Например, глубокий вдох носом и продолжительный выдох ртом. Дышать нужно животом, так включится парасимпатическая нервная система.

Снижайте уровень напряжения дома. Если есть внутрисемейный конфликт, решайте его со специалистом. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/

Уважайте чувства ребенка, учитесь поддерживать и помогать проживать эмоции. Наказание, в вашем случае, лучше совсем не использовать. Больше помогайте понять то, как надо было поступить. Помните, вы взрослая, а он – ребенок. Ему нужна помощь. Чем хуже ведет себя малыш, тем больше он нуждается в поддержке.

А упражнения принесут эффект только спустя длительный промежуток времени. И да, если ребенок не может сконцентрироваться, то освоение новых навыков будет ему тяжело даваться. Поэтому начните с тела. Водные процедуры, ароматерапия, массаж и т.д. Все, что поможет расслабиться.

И еще, помочь ребенку можно только если вы сами будете в ресурсе. Если вы напряжены, сдерживаете гнев, раздражение, то ребенок будет это считывать, а сдержать уже не сможет. Он отражает вас. Поэтому прежде чем требовать от него внутреннего баланса, займитесь собой: отдохните, поспите, займитесь спортом, научитесь чему-то новому. Только счастливая мама может научить ребенка быть счастливым.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»