Вопрос специалисту

Ребенок с ЗПР не хочет ходить в школу

Ребенок с ЗПР не хочет ходить в школу

Проблемы начались как только Ярослав пошел в школу. В первый класс пошли в 6,5 лет. Стал вспыльчивым и раздражительным, чуть что сразу собирается и уходит из школы. Учитель постоянно не довольна его поведением и дня не проходит, чтобы она не позвонила с жалобой на ребенка. Во всех конфликтах обвиняет его, даже не разбираясь в причинах конфликта. Хотя сама не следит за детьми, оставить детей одних надолго в классе, это в порядке вещей. Ребенок чувствует несправедливость по отношению к себе и все больше замыкается. По настоянию учителя ездили на ПМПК. Привезли заключение, но школа своих обязанностей не выполняет, пытается все передвинуть на родителей. Со своей стороны все рекомендации выполняю. Стоим на учете у психиатра с диагнозом ЗПР, принимаем лечение. У ребенка совсем пропало желание посещать школу. Как быть дальше не знаю. Школа просто не дает жизни нашей семье. Сил нет. Иногда хочется взять ребенка и уехать куда-нибудь подальше. И конфликт со школой развивать не хочется, так как еще один ребенок посещает школу и тогда житья совсем не будет и ему.

Дарья

Дарья, здравствуйте! 


Сам факт начала учебного процесса очень стрессогенный для ребенка. А если он страдает задержкой психического развития, то способность к адаптации еще ниже. Конечно, важно помочь ребенку адаптироваться, но судя по вашему письму, сейчас важнее выйти из острого конфликта. Начните с себя. Чтобы оказать ребенку помощь, мама обязательно должна быть в ресурсе. Вы должны быть уверены и спокойны, вас не должно выбивать из равновесие любое замечания учителя. Подумайте, что для это нужно. Это может быть пересмотр режима дня, качественный сон, помощь по дому. А возможно, вам просто не хватает информации о ЗПР, о своих правах и прочем, чтобы дать отпор всем нападкам. В этом случае я настоятельно рекомендую найти побольше информации по данному вопросу и заручиться поддержкой (близких или единомышленников). Часто мамы особенных детей общаются, поэтому стоит поискать сообщество мам, у которых похожие проблемы и интересы. 

Далее, помогите ребенку справиться со стрессом, адаптироваться и снимать лишнее напряжение. Очень эффективны дыхательные упражнения, водные процедуры, арома- и рефлексотерапия. Максимум тактильных ощущений и включенности тела. 

Также, обращаю ваше внимание, что и вы и ваш ребенок проявляют похожую тактику реагирования на стрессовую ситуацию – убегание. Он не хочет идти в школу, вы хотите уехать. Снова рекомендую начать с себя. Покажите, как еще можно действовать в конфликте. Вам нужно встретиться с «агрессором», прожить свою эмоцию максимально интенсивно и больше не бояться ее, а точно знать, что вы можете, вы справитесь. Но это чувство рождается только в опыте проживания. Вы хотите оставаться в этом или готовы посмотреть своему чувству в глаза? Кстати, а что вы чувствуете? Что заставляет вас бежать? Злость? Обида? Страх? Назовите это чувство, подумайте, почему вы не готовы его прожить. Кто вам его запретил? И нужно ли его закрывать сейчас. Ваш пример поможет ребенку наглядно увидеть то, как можно действовать и поможет ему прожить свое чувство. 

И да, конфликт уже в любом случае есть. Можно его отдать в руки оппонента, не предпринимать ничего, лишь бы не смотреть своему чувству в глаза. Но тогда придется принять то, что вам предложат. Или вы возьмете часть ответственности и будете требовать выполнения обязательств от школы. Готовы ли вы оставлять одного ребенка в стрессе ради спокойствия другого? Уверена, что нет. Поэтому сделайте глубокий выдох и действуйте. Отстаивание границ всегда очень тяжелое и неприятное дело. Люди, которые раньше пользовались вами и вашим молчанием, конечно, будут нападать еще больше. Но только первое время. Пока не поймут, что с вами так нельзя, что вас нужно уважать и только можно общаться с вами и вашими детьми.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»