Возраст ребёнка: 15
Сильная депрессия, дома каждый день скандалы.
Здравствуйте, очень прошу помощи. Сильная депрессия, дома каждый день скандалы. Дочке 15 лет, учится в 8 классе, раньше училась с трудом, но без троек, а сейчас уже и двойки пошли, причем часто. Она старается, репетитора я нанять не могу, да и по всем предметам его не наймешь, поэтому занимаюсь с ней сама. В школе им практически ничего не обьясняют, все домой на самообразование. Учебники как будто дисертации чьи-то, очень трудны для усвоения. Я училась на отлично и в программе хорошо разбираюсь, но сейчас огромный объем нового материала, дочь не успевает за таким темпом. Нет времени, чтобы разобрать и закрепить. Просто домашнее задание делаем по 4 часа, куда уж тут проработать лучше то, что не усвоил. Дочь стала жаловаться на сильные головные боли. Говорит, что считает себя тупицей. Еще я иногда срываюсь и начинаю журить ее, что мы же с тобой все это разбирали, почему же так получилось? Если честно, я очень разочарована в своем ребенке,да, программа сложная, но ведь другие же учатся на нормальные оценки. Я часто плачу, так как чем больше мы стараемся и пытаемся охватить больше материала, тем хуже оценки. Не знаю, как выпутаться из этого замкнутого круга, ведь если она закончит 9 класс с большинством троек ее не возьмут в колледж. Тут еще и учителя ругают:"Вы мало занимаетесь, раз у ребенка такие оценки, ведь до 8 класса она училась хооошо". Да мы только и делаем, что занимаемся..., а результата нет. Учится в первую смену, приходит со школы в 15.00 (1,5 часа на дорогу), затем отдыхает и в 19.00 за уроки. Раньше не делает, так как сама практически все равно ничего не поймет.
Юлия
Юлия, добрый день.
Из письма создается ощущение, что у вас дома сейчас очень тяжелая, давящая атмосфера. Вашей дочери 15 лет — это разгар подросткового возраста, и даже физиологически у неё сейчас сложный период. На ребенка очень сильно влияет гормональная перестройка организма, идет процесс становления психики, она испытывает нестабильность и перегрузки.
Чрезмерное давление на дочь с вашей стороны создает ей ещё больший стресс. Таким образом: в школе стресс, дома стресс, где ребенку найти спасение от всего этого?
В подростковом возрасте есть риск, что ребенок начнет снимать напряжение очень опасными способами: алкоголем и иными веществами, действующими на психику. Если дома ребенок не чувствует себя в гармонии и принятии — он будет искать этого в компании сверстников, и при попадании в неблагополучную компанию ему станет не до учебы вообще. И это гораздо хуже, чем тройки, верно?
Обратите внимание, что у дочери появились психосоматические симптомы — сильная головная боль очевидно свидетельствует о перегрузках. Учебная жизнь — это только один из аспектов жизни, да, важный, но не основной. Чтобы у ситуации появился потенциал к изменению, необходимо снизить давление на ребенка. Только если дочь будет чувствовать от вас поддержку и принятие, она сможет сама стать более концентрированной. Таковы законы психики: чем больше она будет чувствовать, что нагрузка слишком тяжела для нее ("чувствую себя тупицей") — тем больше будет снижаться мотивация, ухудшаться внимание и память, и соответственно, оценки.
Вашей дочери сейчас очень необходима поддержка от вас как от матери, ощущение, что вы её понимаете и принимаете любой, с тройками или без. Понятно, что вы боитесь, что дочь может не поступить в колледж, но её психологическое благополучие ведь важнее, верно? Разговариваете ли вы с ней по душам? Проводите ли время вместе? Или всё ваше общение сводится к решению уроков и обсуждению школьных дел? Может быть у вашей дочери есть какие-то личные затруднения или сложности в общении с противополжным полом или со сверстникам?
Направьте все силы на то, чтобы установить контакт с ребенком и хотя бы частично снизить давление по поводу учебы на неё.
Дайте отпор учителям: учебный процесс главным образом должен разворачиваться в школе. Их комментарии не должны вызывать у вас чувство вины, потому что вообще-то это их задача — доступно объяснять ребенку учебный материал. А главная задача родителя — это быть в контакте со своим ребенком и поддерживать его.
Анна Зубкова, специалист