Возраст ребёнка: 10 лет
Сложность с воспитанием дочери
Здравствуйте!
Моей дочери 10 лет, последние 7 лет она живёт с моими родителями в селе. Отец её нас бросил и она его ни разу в жизни не видела. Я же работала в городе и приезжала к дочке на выходные. Она всегда была очень жизнерадостной, смышлёной, хорошо училась, всё свободное время или играла с детьми или рисовала, ну в обществе находила чем себя занять. Но в сентябре этого месяца её «перемкнуло». Началось с того, что стала категорически отказываться ходить в школу. Просто садилась и начинала натурально выть! Громко и часами. Если заставляли всё же идти выла в классе. Естественно я пыталась узнать, может что–то случилось, обидел кто–то? Она отвечала «я боюсь учителей, они орут». Я ей говорю, а раньше не орали? Отвечает «орали и раньше, но я на это не обращала внимания». В итоге мы были у трёх разных психологов и все как один сказали, что ребёнок здоров и ей просто не нравится эта школа. Пришлось забрать документы, но в другую школу она ходить тоже отказалась! Пришлось перевести на домашнее обучение. И вот прошёл месяц (при этом я этот месяц живу с ней, не работаю) и теперь она вообще отказывается что либо учить!Говорит что ей плевать к чему это приведёт, постоянно хамит мне и моим родителям, ничем не занимается, ни с кем из детей не общается, никуда не ходит. Часто говорит «мне грустно, отчего не знаю» и начинает плакать. Мотивировать ничем не возможно, т к. «мне ничего не надо». Запретить тоже, т.к «мне плевать». И постоянно винит меня то в плохом своём настроении, то просто может сказать «мама, не пой! Или не говори так! Не танцуй! Не сиди здесь!» И всё это приказным тоном и чуть ли не переходя на крик. Я не понимаю, что с ней происходит? И нет уже ни сил ни терпения. Порой хочется просто ударить. Помогите! Это какой–то кошмар.
Вероника
Добрый день!
Сложность, с которой Вы сейчас столкнулись, связана с тем, что Ваше с дочерью «возвращение» в жизнь друг друга, совпали с возрастными изменениями ребенка. Ваша дочь впервые «столкнулась» с собственными внутренними ощущениями (эмоциями, желаниями, потребностями), которые она уже осознает и понимает. Вот только руководить своим поведением подростки не умеют, а потому пытаются выразить скопившийся негатив в отказе от любой деятельности. Первое, что Вам необходимо сделать, это выстроить детско-родительские отношения с дочкой. Запаситесь терпением, стремлением понять ребенка (а не осудить его), а также уважением к личности подростка. Постарайтесь принять то, что все провокации в поведении дочери являются показателем неуверенности ребенка, ее страхом быть одинокой. Попробуйте вовлечь дочь в совместные занятия, пусть и не связанные с учебой: в домашние дела или в свободное времяпрепровождение. Исключите из общения фразы, которые начинаются с «Ты-сообщения» и содержат различные обвинения «Ты опять не сделала! Не убрала! Не выучила!». Лучше замените их на высказывания: «Я очень расстроена звонком учителя о том, что из-за невыученных уроков получена двойка» или «Я не хочу продолжать разговор на повышенных тонах, пожалуйста, постарайся успокоиться!». Старайтесь всегда говорить спокойно, сдержанно, но доброжелательно. Не кричите и не применяйте физическую силу, тем самым Вы еще больше увеличите существующую дистанцию в Ваших отношениях. Категорически запретите ребенку использовать хамство по отношению к кому-либо из членов семьи. Наказанием здесь может служить прекращение общения с ребенком, запрет на его любимые занятия. Только помните, что наказание имеет смысл тогда, когда взрослые придерживаются своих требований, а не меняют их в зависимости от настроения.
Анна Зубкова, специалист