Вопрос специалисту

Сложные вопросы трехлетки

Сложные вопросы трехлетки

Добрый день! Моей дочери 3 года и 1 месяц, разговаривает не слишком хорошо - в основном, фразы типа "Дай пожалуйста то-то и то-то" или "танцевать; на улицу; горят огни; гудит самолет" и тому подобное. Но волует меня в первую очередь тот факт, что она не понимает смысл некоторых вопросов. Например, если ее спрашиваешь о ее имени, возрасте,количестве предметов, их цвете - она отвечает, но на вопросы типа "хорошо ли ты спала, нравится ли тебе игрушка" она начинает заглядывать в глаза и повторять "хорошо спала или нравится" с такой же как у меня вопросительной интонацией. После нескольких объяснений начала говорить "Хорошо спала? Отвечай. Да хорошо" - то есть, опять таки теми же словами, которыми мы ей обЪяснили, чего мы от нее ждем. Проблема еще и в том, что она фактически не общается с детьми, а все время со мной или бабушкой, а мы, надо сказать, довольно часто засыпали ее вопросами типа "хочешь, или где болит" и т.д. Теперь она довольно часто, если у нее что-то болит, говорит вначале "где болит", а потом может сказать "ножка болит". Она вообще говорить даже отдельные слова начала очень поздно - даже в 2 года в активном запасе у нее было слов 10, хотя первые слова типа мама, папа, баба сказала до года, а в год сказала лампа. Были у невролога пару недель назад - она сказала, что с ее стороны претензий нет, то же самое сказала и терапевт, только посоветовала поскорее в коллектив. Подскажите, пожалуйста, как быть с пониманием вопросов, и если это задержка в развитии, то считается ли это приемлемым для ее возраста? Спасибо. Ярослава

ярослава

Ярослава, вероятно, вы ждете от ребенка ответ на сложный для ее возраста вопрос. В этом возрасте ребенку еще сложно оперировать такими понятиями как "нравится"/"не нравится", сложно ориентироваться в своих чувствах и ощущениях, поэтому ваша дочка теряется и не понимает, что вы у нее спрашиваете. Вы, наверное, замечали, что ребенок начинает капризничать, когда голоден или хочет спать, а сказать о своих желаниях прямо еще не получается. Задача родителя, научить ребенка понимать свои ощущения и научить пользоваться языком. Для этого ребенку нужен пример, нужна подсказка. Допустим, вы видите, по лицу дочери, что ей нравится игрушка, тогда вы можете сказать ей: "тебе это нравится". Или в другой ситуации сказать про себя: "мне это нравится". Каждому ребенку требуется время на то, чтобы освоить все богатство языка и все возможные его обороты. Для этого нужна регулярная практика. Есть специфические возрастные моменты, связанные с постепенностью развития функций головного мозга, поэтому многие сложные обороты и причинно следственные связи, осваиваются ребенком в более позднем возрасте. Ваше описание речевого развития ребенка, на мой взгляд, вписывается в границы нормы, однако, более точно вам это может сказать специалист только на очной консультации. Несомненно, общение с другими детьми обогащает речь ребенка и делает ее востребованной, то есть нужной самой девочке. Подумайте, как вы можете организовать это в связи с вашими условиями жизни. Смирнова Анна, психолог

Анна Зубкова, специалист