Возраст ребёнка: 6,5 лет
Со мной дочь ведет себя хуже, чем в садике
Как заинтересовать ребенка школой, сейчас идет подготовка к школе, так выполнение заданий дома – это ад и кошмар, до истерик с обеих сторон. Дочь отвлекается, балуется, корчит рожи, иногда прямо намеренно задевает, ставит условия - "если ты не отстанешь..."
Так бывает часто и в повседневной жизни, только к этому прибавляется игнорирование просьб и не возможно дозваться ее, может полезть в драку, порой повторяет одно и тоже слово - говоришь ей, что это уже не смешно, продолжает и смеется, причем явно наигранно, я и объясняла, и ругалась, и наказывала, и пыталась поговорить спокойно, и по душам, так сказать, но почти не помогает, на некоторое время и по новой, а в садике она просто шелковая, когда говорю воспитателям что она вытворяет дома-у них глаза удивленные - Арина?! да в садике - она пример для всех своим поведением, тихая, спокойная, послушная... Пожалуйста, помогите разобраться в этой ситуации.
Алёна
Алена, здравствуйте!
Существует две самые популярные причины того, что ребенок с родителями ведет себя так, а с воспитателями иначе:
1. Если ребенок так близок с мамой, что может ей доверить себя любого (злого, уставшего и т.д.). В этом случае никаких особых действий предпринимать не нужно. Стоит это просто научиться ценить и помогать малышу проживать свои эмоции.
2. Если ребенок подстраивается под родителя, то есть использует ту тактику поведения, которая работает в этих отношениях. Об этом подробнее.
Вполне возможно, что ваше эмоциональное состояние требует пополнения ресурсов, ваша психика ушла в ноль, вам нужен отдых. Тогда любое воздействие (будь то резкий звук или непослушание ребенка) будет восприниматься как раздражитель/опасность для внутреннего равновесия. Тогда психика будет защищаться, она будет злиться, кричать, требовать соблюдения безопасного расстояния. Ребенок в силу возраста соблюсти этого не может, рождается конфликт интересов. В этом случае нужно сначала пополнить свои ресурсы (сон, еда, любовные отношения, самореализация, безопасность), а уже потом воспитывать ребенка и заниматься с ним.
Возможно, вы сводите общение с дочерью только до выполнения материнских обязанностей (питание, занятия, быт одним словом), тогда ребенок хочет вашего внимания и требует его так, как умеет. Уделите больше внимания ребенку, проявите заботу, чаще обнимайте, это снизит потребность в вас и успокоит девочку.
Возможно, вы сами так общаетесь с ребенком, а девочка просто копирует вас. Тогда выход очевиден – меняйте свои реакции.
Игнорирование – это самая жесткая форма агрессии. Почему на вас злится ребенок? Может быть, вы нарушаете ее личные границы? Может, обесцениваете ее/не замечаете? Может, не уважаете ее чувства. Кстати, а как в вашей семье принято проявлять эмоции (прежде всего неудобные)? Как вы злитесь? Как раздражаетесь? Возможно, все эмоции принято давить, быть сдержанной, удобной, принято держать марку «хорошей девочки», тогда вся энергия копится и выливается именно в срывы и истерики. Развивайте свой эмоциональный интеллект и эмоциональный интеллект ребенка. Это поможет проявлять эмоции экологично/безопасно для себя и окружающих.
Начните с себя, покажите на своем примере то, как нужно себя вести. Реже ругайте, больше объясняйте. Мало говорить, важно научить действовать иначе. Обучите ребенка новым навыкам и выстраивать доверительные отношения станет проще. А обучение – это прежде всего формирование мотивации, начните с нее и создания позитивной атмосферы. Если требуется помощь, обратитесь к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале - Список бесплатных служб психологической помощи
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»