Алсу, здравствуйте!
Агрессия возникает тогда, когда появляется необходимость защищаться, отстаивать свои личные границы. От чего защищается ваша дочь? Где вы нарушаете эту целостность? А где нарушает ее ваш сын? Советую вам пересмотреть свое отношение к обязанностям дочери. В 9 лет они должны быть, но скорее они должны относиться к обслуживанию себя, например, помыть за собой посуду. Но обеспечивать безопасность детей, их быт – это родительская функция. Ваша дочь отстаивает свое право продолжать быть вашим ребенком и злится на брата за то, что у него такая возможность есть. Он – олицетворение нарушения ее прав. Скорее всего она не может предъявить свою злость и обиду вам, поэтому кричит на брата.
Во-первых, нужно вернуть себе ответственность за обоих детей и найти другой выход из ситуации.
Во-вторых разрешить дочери быть ребенком.
В-третьих, развивать свой эмоциональный интеллект и эмоциональный интеллект своих детей. Как только вы и ваши дети будут осознавать свои чувства, у них появится шанс их отреагировать. Не заблокировать, отвлечься, обесценить и прочее, а именно дать выход эмоциям.
Кроме того, если у вас и у ваших детей появится целый арсенал реакций, то это повысит адаптивность, а значит и стрессоустойчивость и общую удовлетворенность своей жизнью.
Всегда начинайте с себя. Сначала пополните свои ресурсы с помощью сна, питания, отдыха и т.д. Это даст детям пример счастливого человека. Используйте техники контейнирования эмоций и «я-сообщений». Суть второй заключается в том, чтобы говорить о себе, своих эмоциях и чувствах без претензий и обвинений. Не «ты меня обидел», а «я обиделась на …». Это поможет вам осознавать свои чувства, вернет ответственность и даст детям пример того, как нужно общаться.
Кроме того, такой способ общения в раз снижает риск возникновения конфликта. Суть контейнирования эмоций в том, чтобы называть то, что чувствует ребенок, то, что вы испытываете в ответ и далее вы вместе ищете выход/решение. Например: «Я вижу, что ты злишься, потому что не разрешила тебе съесть еще одну конфету. Но я очень боюсь за твое здоровье. Именно поэтому не разрешила. Давай вместе подумаем, что мы можем с этим сделать?». Это помогает ребенку осознать то, что он чувствует, считывать ваши состояния и провоцировать ход мысли на решение, а не на застревании.
Обеспечьте девочке больше поддержки, объятий, внимания. Чаще занимайте позицию друга. Уделяйте внимание ее личности, а не только быту и успехам в школе. Ребенок должен чувствовать, что мама рядом, с ней безопасно и она всегда может к вам прийти со своими проблемами.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»