Добрый день! Моему сыну 4.3 года и он весьма импульсивен и бывает очень агрессивен (почти ежедневно) ко взрослым. Например, пора выключать мультики (предупреждаю заранее, что выключу или ставлю таймер со звонком, или идти домой).
Агрессия выражается в драках, киданиях предметов и кусание, специально старается сделать больнее. Стараюсь останавливать руки его и говорить, что я так не разрешаю с собой поступать, и предлагаю побить подушку, покричать, сжать кулаки и тп. Приходятся как-то обороняться.
Ещё есть младший ребёнок, один годик. Понимаю, что это может быть ревность, так как все отнимает у младшей. Я, как могу, стараюсь уделять ему внимание, играть в его игры пока младшая спит, обнимать, целовать, проговаривать его и свои чувства, говорить, что он мой самый любимый и удивительный мальчик, что я им горжусь и ценю.
Конечно, порой я повышаю голос, но я просто иногда не знаю, как ещё на него действовать, и отправляю в комнату подумать над поступками.
Также со злости может кинуть предметы в телевизор, если его выключили, разбить игрушку и тп. Когда не хочет идти домой, может начать убегать и не реагировать на просьбы остановится.
Подскажите как помочь ребёнку справляться с агрессией и что вообще делать в такой ситуации. Спасибо.
Здравствуйте. Читая ваше сообщения, у меня появляется много сочувствия, тепла и нежности. Слышу, как вы стараетесь, и понимаю, как в этой ситуации может рождаться и тревога, и растерянность, и усталость, и раздражительность. Действительно, в этом возрасте далеко не всем детям удается взять под контроль свои действия из чувств.
Иногда их может захватывать аффект, когда они сами захвачены эмоцией так, что не могут проконтролировать свои поступки. Способность контролировать себя появляется где-то ближе к 5-7 годам. К тому же такие проявления могут быть связаны и с типом темперамента, когда много возбуждения, импульсивности и тяжело остановиться. Дети этого возраста часто исследуют свою власть, есть ощущение, что их могущество безгранично. И столкновение с ситуациями, когда они обнаруживают, что это не так, что есть зоны и их бессилия, они могут переживать по-разному, в том числе и через агрессию.
Кроме того, становится актуальна тема конкуренции за маму, не только как за маму, но и как за женщину. И нахождение в контакте с таким маленьким «хаосом» - это непростое испытание для мамы. Когда на нас нападают, из страха, в нас возникает ответная агрессия, чтобы защититься. И здесь важно давать место выходу этой эмоции, чтобы она не разворачивалась разрушительным образом в виде чувства вины и т.п.
Поэтому вы правы, когда возвращаете сыну, что с вами так нельзя. Можно также сделать видимыми его эмоции, чтобы он обратил внимание на своё состояние: «Вижу, как ты злишься и хочешь ударить. Понимаю тебя. Злиться можно, но бить меня нельзя. Давай злиться иначе». И тут можно предлагать разные способы: рвать бумагу, пластилин, драться подушками, кидать мягкие игрушки (обозначив правила, что только мягкие), кусать подушку, рычать и т.п. Если вы наблюдаете, что такого напряжения много у сына, можно предложить такой ритуал каждый день, возможно, дважды в день, чтобы помогать ему сбрасывать накопленное напряжение, не давая ему доходить до аффекта.
Однако, иногда такая реакция может рождаться из запрета на какое-то другое чувство: например, грусть, печаль, тщетность, ревность, зависть, грусть, стыд, страх и пр. (и тогда здесь можно поисследовать, нет ли запрета внутри семьи на какие-то эмоции).
В моменты, когда вы понимаете, что ребенок вас перестает слышать и видеть, начинает хаотично разрушительно двигаться, можно заметить, что это, скорее всего, уже аффект.
И тогда важно придумать какое-то безопасное пространство, в котором он сможет прожить этот аффект, разрушая столько, сколько вам допустимо. Например, это может быть детская комната. Можно также умыть его водой, чтобы вернуть в тело, и после аффекта попросить медленно подышать на свечку, задувая её. Если же аффективный гнев случился на улице, тогда важно унести его в безопасное пространство, так как в этом состоянии ребенок может перестать осознавать, что опасно, а что нет.
В доверительных отношениях важно искренне говорить и о своих чувствах: «Когда ты бьешь меня, я хочу убежать от тебя или ударить в ответ. Я очень злюсь сейчас. И мне нужно время, чтобы прийти в себя и дать тебе поддержку».
Однако из усталости мы не всегда можем найти те самые правильные слова, и дать поддержку и заботу. И здесь можно поискать для себя помощь, делегировать часть задач, которые дополнительно могут истощать (например, сбавить к себе требования по бытовым делам, воспользоваться доставкой еды, продуктов). Говорить "Мне нужна помощь", просить о ней других взрослых. Также можно добавить в свой день то, что приносит или приносило вам радость. Это поможет вам находить ресурс, чтобы суметь давать поддержку. Ведь если мы истощаемся, то нам нечего дать и для другого.
В моем представлении, сейчас важно поискать поддержку именно для себя. Можно поисследовать чувства, которые рождаются у вас в моменты агрессии сына. Как вы справляетесь со своей злостью, разрешаете ли её себе? Зачастую мы не можем разрешить другим то, что не разрешаем себе. Или можно понаблюдать, возможно, в вас рождается стыд, и тогда важно разделять поступки сына от себя.
Если же там страхи, то можно выписать, что это за страхи, и рядом прописать, что вы можете сделать, чтобы это страшное не случилось, и что вы сделаете, если случится. Более качественно и глубоко здесь можно было бы поработать с психологом в личной терапии. С ним вы смогли бы не только безопасно разместиться со своими чувствами, но и выстроить опоры для себя в таких ситуациях, а также получить поддержку и ресурс. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей.
Если же там страхи, то можно выписать, что это за страхи, и рядом прописать, что вы можете сделать, чтобы это страшное не случилось, и что вы сделаете, если случится. Более качественно и глубоко здесь можно было бы поработать с психологом в личной терапии. С ним вы смогли бы не только безопасно разместиться со своими чувствами, но и выстроить опоры для себя в таких ситуациях, а также получить поддержку и ресурс. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей.
Здорово, что вы поддерживаете сына, у меня здесь рождается много теплых чувств. Однако, иногда, чтобы почувствовать, что ты переходишь границу, что ты нападаешь на то, что ценно другому, важно столкнуться с ответной агрессией. Громкой и такой, которая может заставить остановиться. Например, очень громким и глубоким «Стоп!». Важно добиться того, чтобы ребенок посмотрел вам в глаза, обратил внимания, развернуть к себе, сказав: «Посмотри сейчас на меня! Ты мне делаешь больно! Со мной так нельзя. Я очень злюсь». Мы бессильны в попытках управлять чувствами и решениями другого человека, однако мы можем защищать себя. Также, когда ребенок успокоится, можно проговорить с ним о том, какую санкцию вы готовы ввести, если это повторится. Например, он не будет смотреть мультики в течение какого-то времени. Важно выдерживать запрет, если он наложен, иначе эти санкции перестанут действовать, а ощущение безнаказанности лишь разрастется. Также можно читать перед сном терапевтические сказки (например, «Как дракон злость приручил» Татьяна Григорьян, «Азбука чувств и эмоций» Екатерина Кес). Можно предлагать ребенку рисовать свои эмоции, делая с рисунком все, что он пожелает по итогу. Иногда через рисунки мы можем увидеть, что беспокоит ребенка на самом деле.
Важно также обратить внимание, достаточно ли ваш сын отдыхает, достаточно ли у него сна, не перевозбуждается ли он излишне от нагрузок, перед сном делать массажи, расслабляющие ванны с солью и успокаивающими травами, дыхательные игры-практики (большой медленный вдох – цветочек раскрывается, большой медленный выдох – цветочек превращается в бутон).
Если в этом месте у вас много тревоги, то можно дополнительно проконсультироваться с детским психологом очно, так как в этом формате я, к сожалению, не могу видеть ребенка. Специалист смогла бы из личного наблюдения дать больше рекомендаций. Искренне желаю вам с поддержкой и заботой о себе справиться с этим непростым этапом.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
психолог сайта «Я — родитель»