Возраст ребёнка: 13
Сын агрессивен, конфликтный
Сын агрессивен, конфликтный, ленивый, постоянно врёт. Каждый день проблемы с одноклассниками: обидел того, толкнул этого, плюнул в тарелку, поставил подножку. Друзей нет. Постоянно завидует другим ребятам, как только у кого-то из приятелей появляется результат в чем-то в спорте, в учебе, в творчестве, сын не просто перестает с ним общаться, он начинает его гнобить. При том, что у самого результатов нет только из-за лени. Обладает абсолютным слухом, когда пришли в музыкальную школу - сам захотел - учителя пылинки с него слушали: талантливый парень! Играет на виолончели уже 4 года, середнячок, потому что не занимается совершенно, что успел схватить на уроке, тем и живёт. В школе только двойки или пятёрки. Середины у нас не бывает. Может заявить педагогов, что он не готов, хотя прекрасно знает тему. Интеллектуал, много читает, в основном классику, любит Чехова, Черного, Толстого, Беляева и зарубежных классиков. Но при этом говнюк: изворотливый, предатель, врун и подлец... Как исправить эту ситуацию?
Анастасия
Здравствуйте, Анастасия.
Похоже, ваш контакт с сыном серьезно нарушен, раз вы так о нем отзываетесь. Также вы, вероятно, очень устали от этой ситуации с сыном. Но одно другому не мешает, а как раз наоборот.
Ваш сын очень конкурентный – откуда он этому научился? Мешает ли ему это жить или наоборот помогает? Спросите у него. Вообще в ваших словах очень много критики по отношению к сыну. Ценит ли он отношения с вами? Когда они начали портиться? Почему? Что происходило в то время? Все эти вопросы вы могли бы исследовать, поработав с психологом, чтобы понять, когда и что пошло не так в ваших отношениях. 13 лет – трудный возраст. Ребенок уже хочет быть значимым, утверждать себя в этом мире, но пока не знает как, делает это порой коряво и нелепо, что его раздражает. Особенно эта проблема может касаться одаренных детей – они бывают интеллектуально очень зрелыми, а эмоциональный интеллект запаздывает. Но это не потому, что они какие-то не такие – подростки и физически растут неравномерно, и довольно быстро, и им это очень, очень тяжело. Но перейти от вражды к сотрудничеству вам тоже может быть непросто. Если все же удастся, расспросите сына, в какой помощи он нуждается, в чем он хотел бы видеть вашу помощь и поддержку – и в каком виде. Дайте ему понять, что вы видите его эмоциональную ранимость и сочувствуете ему, цените то, чего ему удается добиваться и рады за него. Старайтесь не обесценивать его заслуги – даже одаренным детям они даются труднее, чем кажется, и эта неравномерность – возможно, его особенность, с которой ему придется жить и учиться справляться для достижения устойчивых результатов. Не все сразу. Есть способы научиться этому. Главное сейчас – акцент на позитиве, положительное подкрепление. Потому что чем больше ваш сын будет встречаться с обесцениванием, несоответствием вашим представлениям об идеальном нем, тем больше будет накапливаться негативного самовосприятия и как следствие – вражды, и к вам, и к окружающим, и аутоагрессии. Достижения – не самоцель. Каждый человек ценен независимо от них. Постарайтесь за ними разглядеть вашего любимого сына – того мальчика, которого вы когда-то привели в этот мир. Ваше беспокойство понятно, ведь вы дорожите им.
Маргарита Лопухина,
Психолог Портала «Я – родитель»