Вопрос специалисту

Каждый день слышу жалобы на ребенка. Разрываюсь между сыном и школой

Каждый день слышу жалобы на ребенка. Разрываюсь между сыном и школой

Здравствуйте, Каждый день слышу жалобы на ребенка. Плохо ведёт себя в школе, на уроках, задирается, бывает дерётся. Не знаю, что делать. Разрываюсь между сыном и школой. С сыном разговариваем, разбираем все конфликты, но на следующий день все повторяется.

Здравствуйте. Важно помнить, что чем меньше ребёнок заслуживает любовь, тем больше в ней нуждается. Само по себе агрессивное поведение может быть следствием разных состояний. Условно говоря, это некий "симптом" того, что ребёнка что-то тревожит/беспокоит.


Например, причина может быть в проблеме физиологического плана: недосток сна, однообразное питание, проблемы с режимом дня, очень высокая нагрузка с недостатком отдыха и т.д. Также, это может быть сигналом к тому, что ребенок чувствует себя в опасности в школе. Это может быть фактическая опасность (эмоциональное насилие, физическое, нарушение личных границ со стороны сверстников или учителей и т.д.). И тогда ребенок защищается от этого так, как умеет.

Третий возможный вариант - ребёнок боится стать невидимым/незначимым. Обратите внимание, вы вовлекаетесь в него, когда есть какой-то конфликт? Есть ли включенное внимание, когда ребёнок в ровном настроении? Поясню, включённое внимание - это когда оба участника процесса полностью погружены в эмоциональный обмен в моменте "здесь и сейчас". То есть, когда нет рядом других людей, гаджетов, бытовых дел, выполняемых параллельно. Вот такое внимание ребёнку необходимо для чувства безопасности рядом с вами. И пока его нет (хотя бы 30 минут в день), он будет его добиваться как умеет.

Причём уже нет речи о качестве эмоций, здесь важна сила эмоционального воздействия. И, конечно, важно понимать, а нет ли у мальчика некого физического дискомфорта, который может быть причиной. Например, постоянная головная боль или повышенная возбудимость психики. С этим стоит обратиться к неврологу для консультации. Одно прошу, не спешите давать лекарства. Даже если есть некая причина по части неврологии, таблетки не учат иначе строить отношения. Поэтому в этом случае стоит параллельно обратиться к нейропсихологу или медицинскому психологу. 

В целом, я бы рекомендовала поговорить с ребёнком не с тем, чтобы научить его быть удобным для учителей, а с тем, чтобы понять, что его беспокоит. Услышать, когда появляется злость и на кого. Предложить прожить это вместе. Предложить разные способы справиться со злостью. Можно кричать, толкать что-то, рвать, пинать, ломать, кидать и т.д. Можно выделить корзину с игрушками, которые можно ломать, если злишься. И/или журнали, которые можно рвать в порыве злости. 

На уроках круг возможностей ограничен. Поэтому договоритесь о том, что ребенок будет брать дистанцию и паузу, прежде чем действовать. Сначала это будет сложно, потом одну секунду, потом 2. И так до тех пор, пока психика не созреет до паузы, в которой он сможет оценивать ситуацию и выбирать реакцию. И очень рекомендую учиться дышать в подобных ситуациях. Глубокий вдох носом и выдох ртом. Медленно и осознавая, как воздух поступает в лёгкие и выходит из них, забирая напряжение. И так 10 раз. Если кружится голова, меньше. Ориентируемся на ребёнка.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»