Здравствуйте.
Сейчас будет маленький экскурс в строение головного мозга, чтобы дальше было понятно, о чем я говорю. Дело в том, что наши базовые эмоции (как реакции на взаимодействие с внешним миром) и наши действия лежат в одной отделе головного мозга. Физически это находится в затылке, там, где самые древние структуры (они были даже у древних людей). А логика, аргументы и навыки самоконтроля лежат в других отделах (ближе к лобным долям). Вот и получается, что вы говорите в одно "место", а переживания совсем в другом.
Поэтому, чтобы помочь вашему ребёнку, нужно не наполнять его новыми знаниями и аргументами, а помогать проживать чувства.
Во-первых, когда ребёнок чувствует страх, важно назвать, легализовать эмоцию и предложить альтернативу. Например: "Слышу, боишься. Понимаю. Любой бы на твоём месте боялся. Хочешь я тебя обниму?". Если ребёнок уже в ужасе/панике, то говорить совсем не нужно, сейчас отключены все когнитивные функции, нужно действовать через тело.
Если ребёнок реагирует на речь, попросите его посмотреть вокруг себя и назвать 4 цвета, предмета, человека, форм и т.д., которые ему нравятся. Потом 4 звука, которые он сейчас слышит и ему они приятны. Потом 4 тактильных ощущения (прямо пусть физически трогает ручки, стены, пол и т.д., чтобы понять сейчас приятно или нет). Потом 4 вкуса и 4 запаха. Если рядом нет того, что можно попробовать на вкус, пусть вспомнит. Это упражнение поможет вернуться в реальность и справиться с ужасом.
Если же ребёнок не реагирует на вас, теряет контакт глазами, теряет дыхание, то можно взять его за руку, посадить на колени, обнять или укрыть. Задача - вернуть ощущения в теле и связь с реальностью.
Также важно помогать ребёнку вспоминать про дыхание. Остановка дыхания - часто во время страха, и это то, что важно восстановить в первую очередь. Для этого предлагаю просто периодически задерживать дыхание и восстанавливать его. Такая тренировка позволит справиться в момент страха.
А что касается защиты проекта- кажется, ребенку непросто это даётся. Если вы можете как-то ему помочь с этим (перенести, изменить формат, договориться с учителем), сделайте это. Потому что навык справляться со страхом - дело не быстрое, понадобится время. А такой стресс вряд ли будет полезен для психики.
Если же никак повлиять на сам процесс защиты не можете, то
а) расскажите что будет, в каком порядке и сколько будет длиться (не фантазируйте, а узнайте);
б) обозначьте, что делать, если изменится тот или иной пункт (чем больше предсказуемости, тем лучше);
в) скажите, что делать, если страх подойдёт (упражнение выше);
г) обозначьте, что вы рядом (желательно быть физически тоже рядом), что любите его и с двойками и если сдать не получится, вы обязательно придумайте, как это сделать иначе.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»