Вопрос специалисту

Сын очень сильно ко мне привязан

Сын очень сильно ко мне привязан

Мне 31 год, я замужем у нас есть ребёнок, мальчик 3 года. Проблема состоит в том, что ребёнок очень сильно ко мне привязан, хочет все делать только с мамой, гулять, кушать умываться и тд. с мамой, в сад ещё не ходим. Были попытки ходить в сад в возрасте 2,6 года, но он в саду только плакал и просил маму, с детками не играл, не хотел кушать, и на горшок без мамы тоже не хотел ходить. Дома оставаться ни с кем из родных не хочет. 


Ночью спит сам отдельно в своей комнате, а вот днем хочет чтоб я с ним спала, сам не засыпает. В процессе дневного сна может проснуться раз или два, чтоб посмотреть, рядом ли мама. Ищу помощи, буду очень благодарна совету и рекомендации! Спасибо.

Здравствуйте. Начну немного издалека. Дело в том, что основная цель и задача родительства - это научить ребёнка быть взрослым (автономным во всех смыслах). Это и про эмоции, мнение и про финансы, территорию, на которой проживает ребенок. Когда женщина беременна, слияние с малышом на уровне единого организма. Потом происходит ряд кризисов, каждый из них со своей задачей, но общей линией является сепарация (процесс отделения ребенка от матери и наоборот). В год ребёнок учится физически удаляться от мамы, в два - появляется первая эмоциональная автономия, в три-четыре - появляется самосознание, и ребенок впервые оказывается отдельной личностью в полном смысле слова. Дальше все процессы только оттачивают пройденные шаги. И завершается это (в идеале) примерно к 18 годам. Сепарация - это двусторонний процесс. С одной стороны ребенок отделяется, с другой- мама. 


И здесь есть тревога у каждого участника процесса (ребенку страшно потерять мамину поддержку, мама боится потерять контроль, например). А также есть желание отделиться. И это нормально. И если есть какие-то сложности в процессе сепарации, то "ошибку" нужно искать и на разных её этапах (что было в год, в два, как проходили роды и первые месяцы после них), и у всех участников процесса (может быть у ребёнка недостаточно навыков, может быть очень большая тревога, может опыт был неудачный, а может быть мама слишком опекает или наоборот эмоционально холодная и так ребенок добирает недостающее). Все крайне индивидуально. 

И важно разобраться в конкретной истории с её особенными причинами. На что вы можете обратить внимание? 
1. Возрастная норма. А точно ли конкретно ваш ребёнок может то, что вы от него ждете? Навыку играть самостоятельно нужно учиться. И я бы просила вас помочь ему в этом. Передавайте ребенку больше права выбора, просите придумывать условия игры и тд. 

2. Контакт. Если вы все время с ребёнком, то это не равно, что вы уделяете ему много внимания. Детям нужно вовлеченное внимание и эмоции, а не количество часов вместе. Кроме того, они прекрасно чувствуют настроения, а потому если вы напряжены и делаете все, чтобы освободиться, то он будет цепляться ещё больше. Он боится потерять контакт с вами. Он чувствует колебания, а потому делает все, чтобы вас максимально привлечь в отношения с собой. Поэтому рекомендую ввести за правило проводить с ребенком хотя бы 30 минут в день, но так, чтобы вы были вдвоём (нельзя, чтобы были рядом гаджеты, другие люди, чтобы вы были заняты другими делами. Только вы вдвоем). Кроме того, важно дать больше физических ощущений: объятия, поцелуи, касания и т.д. 

3. Авторитет других. Обратите внимание то, как видит других ваш ребёнок. Если вы часто критикуете их действия, если рядом с ними ребенок не в безопасности или ему просто скучно, то, конечно, другие будут нежелательными для него. Постарайтесь создать у ребёнка ощущение, что, например, папа безопасный, что где-то он лучше справляется, чем вы. Например, можно спрашивать его мнения при ребенке или разводить руками, а папа вам поможет. Ваш сын легко считает это и поймёт, где лучше и проще сразу пойти к папе. Ну и, конечно, имеет значение то, как вовлечены другие люди в контакт с вашим сыном. Если тому же папе это в тягость, если он только и делает, что пытается убежать от игр с сыном, то и ребенок будет хотеть проводить больше времени с тем, кто хочет быть с ним. И наоборот - если его постоянно трогают, целуют, обнимают. Если он не может спокойно заняться своими делами, только уворачивается от навязчивого внимания, то тоже контакт будет нежелательным.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»