Здравствуйте. Ребёнок от первого брака мужа. Мы с ним с 3 лет знакомы. Раньше была ревность, не мог оставаться в одной комнате со мной. После наладили контакт. Но я замечала, что если ему что-то скажешь, выскажешь легко, он начинает плакать.
Проверили щитовидку и гормоны-все в норме. Но ребёнок неврологический. С 4х лет его лечим. Сейчас лечения нет уже. Но эти всплески никак не ушли.
Сейчас была ситуация - позавтракал. Я сказала "папа, спасибо большое. Все было очень вкусно". Спрашиваю ребенка: "Тебе понравилось?" Он:"Да". Я говорю, папе было бы приятно услышать от тебя, что было вкусно. И все. Как по щелчеу. Начались слезы, да такие, как у крокодила.
Не пойму, что не так. Как поступать? Хочу, что бы был воспитанный. Без каких-либо упрёков. Спрашиваю, что не так. Он сказал, что не знает и продолжает реветь. Помогите, пожалуйста, разобраться.
Здравствуйте.
Медикаментозная терапия снимает острое состояние, но совсем не учит новым паттернам (устойчивым схемам) поведения. Поэтому лечения действительно мало. Нужна психотерапия. Поэтому настоятельно рекомендую обратиться к специалисту очно. Если ребёнок не готов, или его родители против, то стоит начать работу самой. Это обеспечит ребенку безопасный контакт и живой пример. Именно в этих условиях (плюс необходимые знания) рождается новое поведение и новые реакции.
Что можно сделать уже сегодня?
Во-первых, у меня есть подозрение, что у ребёнка высокочувствительный тип нервной системы. Это говорит о том, что его органы чувств воспринимают гораздо более широкий спектр чувств и ощущений. А в силу того, что психика ребёнка только дозревает (примерно до 14 лет), ему сложно обработать весь спектр воспринимаемой информации. Отсюда перегрев. Поэтому я рекомендую обратить особое внимание на режим дня (количество и качество сна, отдых в течение дня и прочее).
Также, прошу обеспечить ему возможность проживать свои эмоции любым способом, который есть на данный момент времени. Ваша задача - не избавиться от слез, а научить как-то ещё проживать эмоциональное состояние.
Но сначала нужно эти эмоции научиться распознавать. Поэтому рекомендую включать наблюдение и использовать метод контейнирования эмоций. Суть его в трех шагах:
1. Называем чувства без оценок. Например: "Кажется, тебе страшно". Если не понимаете, что с ним, то говорите: "Вижу, ты что-то чувствуешь" или "Что-то происходит".
2. Легализуете происходящее. Например, можно сказать так: "Понимаю, тебе неприятно" или "Я тоже очень расстраиваюсь, когда не получается".
3. Помогаете придумать новый способ. Например: "Знаешь, когда я боюсь, я закрываю лицо руками. Вот так". Здесь же рекомендую книги, мультики и пр., как источник различных способов проживать эмоции. Главное - обращать внимание на сюжет вместе с ребёнком, обсуждать его и, возможно, придумывать вместе то, как еще могли развернуться события. Например, что было бы, если главный герой не промолчал.
Что касается его незнания о том, что не так: он правда не знает. У него есть чувства, а понимания нет. И тогда вышеописанный способ станет отличным началом формирования этого понимания в том числе.
Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
психолог сайта «Я — родитель»