Добрый день. Обращаюсь к вам за помощью. Сыну 10 лет, он ученик 4 класса. Где-то с 3-го класса мы столкнулись с такой проблемой: сын начинает очень нервничать, даже можно сказать, истерить, если что-то вдруг идет вразрез с устоявшимся распорядком его дня.
Здравствуйте!
То, как вы поступаете, уже правильно. Предупреждать ребёнка о планах заранее, расписывать его день, утешать – всё это вы делаете. И тем самым помогаете ребёнку.
Плюс, когда ребёнок испытывает сильные переживания, постарайтесь отражать их. То есть вместо "ничего страшного", говорить "вижу, как волнуешься, ты боишься того-то и того-то, нервничаешь по поводу того-то, понимаю тебя, ты же хочешь всё успеть, а если не получится - наверняка расстроишься". Эти слова дадут ребёнку ощущение увиденности вами, что способствует более быстрому проживанию чувств.
Здесь есть ещё один важный момент, на который хочу обратить внимание.
Похоже, то, что вы называете «нервничать» и «истерить», является тревогой. Вашему сыну становится очень тревожно в определённых ситуациях: когда есть риск что-то не успеть, когда ломается его привычный распорядок дня или когда перед ним стоит творческая задача.
Как правило, если разные типы ситуаций объединены одной и той же эмоцией, мы можем предположить, что во всех этих обстоятельствах тревога будет связана с какой-то определённой причиной.
И тогда, кроме слов понимания, утешения и помощи, можно поисследовать, что за причина кроется за тревогой вашего мальчика, откуда берётся такое сильное напряжение.
Чаще всего наша тревога связана с:
1. Неопределённостью.
Тревога возникает тогда, когда мы неожиданно сталкиваемся с условиями, к которым нам нужно адаптироваться. Например, она будет при резком изменении планов, нарушении прежних договорённостей, если мы попадаем в какое-то новое место или знакомимся с новыми людьми.
Ваша помощь здесь будет заключаться в том, чтобы заранее предупреждать ребёнка об изменении планов. А также в том, чтобы поддерживать ребёнка, пока он переживает тревогу. Потому что абсолютно избавиться от неё невозможно, можно только снизить. Сейчас, благодаря вашей чуткости и вниманию, ребёнок учится выдерживать сложные чувства, обращаться с ними. Поэтому то, что вы делаете, очень нужно и имеет большой смысл. Даже если кажется, что в моменте это никак не меняет ситуацию.
2. Непониманием своих чувств.
Нам можем казаться, что мы тревожимся, но порой за этим состоянием стоит злость, грусть, радость и т.д., то есть любые другие чувства, которые мы не научились определять.
Ваше участие в этом случае – помогать мальчику лучше опознавать свои чувства. Например, при истерике говорить: «Я вижу, что ты злишься. Нужно резко подстроиться под новые планы. А тебе хотелось, чтобы всё шло, как мы договорились раньше. Понимаю, как это злит!»
Польза подобного шага ещё и в том, что, когда мы научаемся говорить о своих эмоциях, нам уже не так сильно нужно их отреагировать: кричать, что-то крушить и т.д. Слова в данном случае заменяют поведенческий способ выразить состояние.
3. Завышенные требования.
Они играют особенную роль, если у ребёнка есть напряжение и нервозность, когда нужно сделать что-то творческое: сочинить, придумать, смастерить.
В данном случае важно снижать требования к ребёнку: не ждать идеальных результатов, не ругать за ошибки и промахи, не приравнивать неуспех к личности (например, когда вы ругаете мальчика за что-то, имеет большой смысл говорить не «неумеха» или «растяпа», а «меня расстраивает, когда делаешь то-то, давай подумаем, как в следующий раз ты можешь сделать это по-другому»).
Чем проще мы относимся к своим ошибкам, тем меньше напряжения испытываем, когда берёмся за какую-то непростую задачу. Подробнее об этом узнать можно из этого видео на нашем портале
Я не могу точно знать, какая из этих причин стоит за нервозностью именно вашего ребёнка. Вы знаете своего мальчика, а потому посмотрите на список причин тревоги и попробуйте определить, что с большей вероятностью характерно именно для него.
К сожалению, универсального средства снизить эмоции ребёнка нет. Но ваша задача, на самом деле, - не столько в том, чтобы их снижать, сколько в том, чтобы помогать справляться, выносить, собираться с силами и выполнять задание. А в этом ваши действия уже рабочие и точно помогают.
Приплюсуйте к тому, что делаете сейчас, какие-то из моих рекомендаций выше. Быть может, это будет полезно, чтобы предупреждать сильные эмоциональные реакции. Однако опять же – изменения в них не происходят быстро. Поэтому желаю вам терпения!
Всего доброго.
Психолог Портала «Я – родитель»