Вопрос специалисту

Сын научился в садике кричать

Сын научился в садике кричать

Здравствуйте, у нас в группе в саду полгода как появилась девочка на несколько месяцев младше моего сына. Она постоянно кричит, визгом, на всё, когда кушает, когда играет, когда моет руки, просто постоянно визжит. 


Мой сын несколько месяцев уже как стал делать так же, воспитатели говорят, он стал повторять абсолютно всё за ней, дома он реже, но тоже кричит, когда я его не понимаю, когда он что-то хочет, раньше такого не было. Что делать, подскажите, пожалуйста.

Здравствуйте. Похоже, что эта ситуация тревожит и пугает вас. А на страх наше тело реагирует агрессией, желанием защититься. Можно заметить, что сейчас вы, похоже, злитесь на девочку, которая так делает. Ваши чувства абсолютно нормальны, ведь здесь есть место и неясности, что происходит, а неясность рождает тревогу. 


Однако важно увидеть, что девочка может так реагировать по своим возрастным причинам, возможно, у нее сейчас нет иных способов справляться со своими чувствами. В таком маленьком возрасте ещё нет готовности к саду, к социальной жизни, и столь маленький ребенок не может реагировать на стресс и напряжение так, как это делают взрослые или более старшие дети, которые больше готовы к социальному взаимодействию.

Попробуйте заметить, что девочка так реагирует из своих причин, а ваш сын, со своей стороны, берет этот способ. То, что он повторяет способы, которые находит, тоже нормально. В его возрасте он ещё не способен фильтровать социально одобряемые и неодобрямые формы поведения. Но можно поисследовать, в какие моменты он так делает? Какая эмоция или потребность за этим стоит? Возможно, это протест, желание отказаться от чего-то, что не хочется делать или не нравится. Возможно, способ привлечь внимание, сделать видимым себя.

Возможно, так он сигнализирует, что ему страшно, небезопасно. Так или иначе, если он видит , что вы напуганы и напряжены, он видит и то, что способ - работает - он влияет на вас.
 
И тут хорошо было бы раз за разом проговаривать "для меня это очень громко, скажи по другому (если он уже говорит)". Так же, если получится отследить из какой эмоции он это делает, можно возвращать ему это "сейчас ты напуган", "тебе страшно?", "Ты злишься?", "Я тебя слышу". Это помогает ребенку найти объяснение тому, что с ним происходит. 

После этого вы можете раз за разом легализовать те или иные способы справляться с эмоциями. Например, злишься - можно ударить подушку, покусать подушку, помять пластилин, порвать бумагу. Страшно? Можно дышать, дуть на свечку, мыльные пузыри, обняться, постоять на рельефном коврике. Хочешь моего внимания? Я здесь и я вижу/слышу тебя, можно подойти и сказать вот так (показывая уровень громкости).
 
Если слышите, что все равно осталось сильное напряжение, важно посмотреть, что для вас значит громкий визг, крик - какие у вас ассоциации с этим? Что это в вашем опыте? Это поможет определить, почему сейчас это оказывает такое влияние на вас. Так же важно посмотреть, как обстоят дела с вашим ресурсом, устали ли вы, есть ли возможность отдыхать. В усталости мы правда менее устойчивы к внешним раздражителям, и такие обычные детские проявления, которые являются нормой для этого возраста, могут выводить из равновесия. Если слышите, что это непереносимо для вас, важно в первую очередь искать возможность для восполнения вашего ресурса. Так как это может повторяться длительный период, особенно, если сын будет находить в вас много реакций и чувств на такую форму поведения.
 
Но, повторюсь, в этом возрасте исследовать громкость своего голоса, влияние голоса, и игра с тембрами голоса - абсолютно уместна и является нормой.

В заключение скажу, что до четырех-пяти лет дети очень активно изучают способы взаимодействия с миром, и это нормально, что они берут эти способы из среды, где много проводят времени. И громкий голос, визг, писк - это отличный инструмент, чтобы звать на помощь взрослых, если она необходима. В частности именно это рекомендуется практиковать с детьми для опоры в вопросах безопасности от преступлений, направленных против детей. Ведь маньяки предпочтут иметь дело с  тихим и спокойным ребенком, нежели с тем, кто может сиреной привлечь внимание.
 
Надеюсь, что вы нашли поддержку в моих словах. Если слышите, что напряжение не ушло, то рекомендую обратиться к психологу лично, чтобы в контакте с ним найти больше опор для себя. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»