Здравствуйте. Моему сыну 5 лет и у него СДВ. Проблема в том, что он не умеет выражать свои негативные эмоции (гнев, страх). С этим мы работаем (проговариваем вслух, что сейчас он чувствует). Также, он не принимает чувства других. В саду ему даже очень не нравится мальчик с грустным выражение лица (такая физиология). Если кто-то плачет, он даже уши закрывает, если кого-то ругают в мультике, он закрывает глаза. От этого проблемы в саду, если его ругают (словесно в строгой форме обращения), он это очень преувеличивает и начинает закрывать уши или даже убегать. Как мне помочь ему принимать свои эмоции (даже негативные) и уметь принимать эмоции других?!
Наталья, здравствуйте.
Есть вопросы, которые тяжело решить без посторонней помощи. Ваш вопрос относится к этой категории. Здесь важно разбираться в причинах, искать триггеры (спусковые механизмы), осознавать это и строить новые нейронные связи, обучаться новым стереотипам поведения. Вопрос непростой, и он довольно длительно решается. Я рекомендую обратиться к специалисту. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -https://www.ya-roditel.ru/map/ Или, если на базе садика есть психолог, то можно обратиться к нему. Важно, чтобы терапия была длительная, периодичная и комплексная (не только в подходе самого психолога, но и по составу, т.е. важно, чтобы занимался не только ребенок, но и его родители). Даже так – можно начать заниматься самой, а ребенка совсем не привлекать. Он быстро скопирует новое поведение сам.
Итак, первое – личный пример. Не прячьтесь от ребенка, когда вам грустно, когда злитесь или боитесь. Проговаривайте свои эмоции тоже: «Я сейчас очень испугалась, поэтому закричала. У меня сейчас так громко стучит сердце! Хочешь послушать? Как думаешь, что мне поможет?». И ищете вместе способы справиться со страхом. Помогаете ребенку находить все новые пути решения и поощряете его в этом.
Мало говорить, что чувствует ребенок, нужно еще это принять и признать происходящее нормальным. Но обратите внимание, не только вы воспитываете своего ребенка. Кто и как реагирует на эмоции мальчика? Есть ли взрослые, которые стыдят, высмеивают или обесценивают чувства мальчика? Если да, необходимо удалить ребенка из таких отношений, дать ему время для того, чтобы сформировать новые реакции, научиться отвечать тем, кто нетактичен по отношению к его состояниям.
Есть довольно много упражнений, которые развивают эмоциональный интеллект ребенка. Например, ролевые игры или «Крокодил». Где задача показать не слово, а эмоцию. Еще можно дома повесить магнитную доску. Где вы будете отмечать свое текущее состояние. Со временем ваш сын сможет по вам определять эмоции.
Ну и, конечно, научитесь уважать чувства мальчика. Вы пишите, что он преувеличивает. Это говорит о том, что вы обесцениваете его. Считаете, что фокус на вас, а не на ребенке. Возвращайте сыну право самому решать, как реагировать, насколько бурно и т.д. Только давайте обратную связь и расширяйте спектр этих реакций.
психолог сайта «Я — родитель»