Вопрос специалисту

Сын не учится, стал агрессивным и угрожает уйти из дома

Сын не учится, стал агрессивным и угрожает уйти из дома

Сыну 13 лет. Он отказывается учиться, не делает уроки дома и игнорирует процесс обучения в школе. Ведет себя агрессивно дома и с учителями в школе. Его желание, чтобы мы не вмешивались и оставили его в покое. На любое замечание угрожает уйти из дома. Нужно ли оставить ситуацию так, как она есть? Как реагировать? Если настаивать на правилах, как добиться их выполнения, хотя бы частичного?

Мария

Мария, здравствуйте.

Ваш сын теперь подросток. Его психика меняется, а вместе с ней и тело, установки, правила поведения в обществе, уровень требований и так далее. Все это способствует повышенному уровню стресса у ребенка. Это не значит, что ему позволительно так себя вести, но это значит, что вам стоит поменять тактику поведения.

Чем меньше ребенок заслуживает любовь, тем в ней нуждается. Агрессия призвана для защиты. И тогда важно понимать, отчего защищается ваш ребенок. Какие его права нарушены? Какая граница нарушена? Кроме того, важно научить ребенка защищаться безопасным для всех способом, а не критиковать действующий способ. Иначе вы как бы отнимаете у него палку, на которую он опирается, но не подсказываете, что есть костыли. И тогда да, конечно, ребенок вынужден еще более эмоционально и категорично защищать свой единственный способ «двигаться» (продолжая аналогию с костылями).

Разберите ситуацию, когда эмоции улягутся, расскажите, какие были включены механизмы, почему случилось то, что случилось. Помогите включать осознанность, а вместе с ней и менять поведенческие реакции. Но помните, важно свои примером показывать то, что ожидается от ребенка. Иначе все, что вы расскажете так и останется теорией.

Научитесь уважать чувства ребенка, не стыдите, не вините, не обесценивайте. Не нарушайте личных границ своими «замечаниями». Почитайте о личных границах. Дайте ребенку опору, поддержку и принимающего взрослого. Сейчас, когда ваш ребенок находится в агрессивной среде, ему как никогда нужен человек, который всегда на его стороне. Это значит, что вы не спешите занять сторону учителей, а пытаетесь понять мотивы ребенка, это значит, что вы можете осуждать поступок, но никогда не самого ребенка. И тогда появится поле для обучения. А сейчас, когда все ресурсы направлены на самозащиту, мозг просто не способен усваивать новую информацию. На биологическом уровне он выживает.

А правила стоит озвучить и настойчиво их придерживаться. Всегда. Последовательность действий – залог авторитетности. Уважение – основа для отношений. А потребность родит мотивацию. Расслабляйте ребенка на психологическом и физическом уровнях. Создайте условия для обучения и только потом требуйте результатов.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»