Вопрос специалисту

Сын не умеет дружить

Сын не умеет дружить

Здравствуйте. Мой ребёнок обзывает других детей, если ему что-то не нравится, и делает мелкие пакости, если с ним не хотят играть или делиться. Я ему миллион раз объясняла, что это плохо и с ним никто не захочет играть после такого. Но он видимо не может по-другому и всё равно продолжает. Ребёнок умненький, всё понимает. Но этот момент мы с ним проработать не можем. Из-за такого поведения у него совсем нет друзей. Подскажите, что нам делать?

Здравствуйте.
Для начала предлагаю поисследовать - а что происходит и почему это так. Начнём с обзывательства. Само по себе это форма проявления злости. В то время, как злость - это эмоция, которая возникает либо во время защиты (нас что-то испугало, мы выдаём ответ), либо как способ чего-то достичь (нужно аккумулировать энергию). 


И тогда как вы думаете, что скорее всего происходит с вашим сыном? Например, если на него нападают/нарушают его границы, то это возможно такая защита. А если он пытается навязать свои правила, например, то скорее всего это способ управления властью/эдакое усиление собственной фигуры. И тогда, чтобы помочь ребёнку удовлетворить потребность, я предлагаю вам не усиливать напряжение запретом, а вместе поискать другой способ. Например, чтобы защитить себя можно говорить: "Мне так не нравится/со мной так нельзя". А чтобы властвовать стоит сначала завоевать авторитет.

Теперь к "мелким пакостям". Вы пишите, что ваш ребёнок прибегает к ним, когда с ним не хотят играть или делиться. Здесь я вижу острую потребность строить отношения. Но что-то мешает войти в них. И тогда, чтобы рассмотреть потребность в этой точке, я предлагаю вам для начала сделать видимым то, что ваш сын хочет дружить. Говорить нужно примерно так: "Вижу, тебе хочется дружить с ребятами. Понимаю, непросто принимать отказ". И далее признаете чувства сына: "Знаешь, я тоже очень злюсь, когда не делают так, как я хочу. А ещё очень грущу, когда чувствую себя одиноко". Это позволит мальчику переживать свои эмоции, а не влиять на других.
Вообще, надо заметить, что тема власти и управления крайне актуальна в этом возрасте. Дети учатся это чувствовать, управлять и аккумулировать. Это нормально. Главное здесь - признать это право и научить тем способам, которые будут не только эффективны, но и безопасны. Например, можно быть ведущим в игре и легально иметь власть.

Ну и не менее важно это то, что происходит внутри семьи. Как вы защищаете свои границы и права? Как проявляете злость? Есть ли право иметь власть? Как вы строите отношения? А как это делают другие значимые взрослые  мальчика? Альтернативные стратегии поведения помогут мальчику научиться строить отношения иначе.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»