Здравствуйте. Моему сыну 7 лет. В 5 я стала замечать, что у него начались проблемы со сверстниками в детском саду. Он стал жаловаться, что его обижают мальчики, не хотел ходить. Воспитатели говорили, что все в порядке, проблем нет. Перед этим у него начались проблемы с энурезом, а дальше и днём мог намочить трусы и не заметить этого. Поход по врачам не выявил физиологических проблем. Перед школой нам удалось справиться с проблемой дневного энуреза. После его семилетия улучшилась ситуация и с ночными сюрпризами. Сейчас я вижу, что когда он стесняется, то сильно кривляется, прыгает, дуреет, глупости выдает. Сверстников все время дразнит, ужимается перед ними, хочет, чтобы с него смеялись. Я так поняла, что он пытается обратить на себя внимание таким способом. Но многих детей это поведение отворачивает, они на него злятся, что он им мешает, не берут его в игры. Сын расстраивается и говорит, что его все ненавидят. Я пытаюсь объяснять, что знакомство начинается с приветствия, что разговаривать надо спокойно, что дразнением и клоунадой не получится добиться желаемого. У него не выходит. Как мне помочь ему? Как поддержать?
Татьяна, здравствуйте.
Энурез – это способ психики справиться с напряжением и отстоять свои личные границы. Поэтому важно начать именно с этих вопросов. Учите ребенка расслабляться различными способами (это может быть самомассаж, дыхательные техники, различные физические упражнения, которые направлены на то, чтобы сначала напрячь тело, а потом расслабиться и так далее). Уделите особое внимание питанию ребенка так, чтобы оно было разнообразным и правильным. Обратите внимание на качество и длительность сна. Перед сном обязательно должно быть время спокойного бодрствования. Ограничьте время использования гаджетов и других возбуждающих игр (физическая активность должна быть при этом достаточной). Следите, чтобы ребенок в течение дня не переутомлялся (у него должно быть время отдыха, когда он ничего не делает).
О личных границах слишком большой пласт информации. Прошу почитать об этом. Суть в том, чтобы научить ребенка узнавать свои потребности, желания и удовлетворять их. При этом он должен уметь говорить «нет» даже вам. Хвалите его за устойчивость к манипуляциям и давлению. Ознакомьтесь с этой статьей на нашем портале: Личные границы -статья
Развивайте эмоциональный интеллект ребенка. Используйте технику контейнирования эмоций. Называйте состояния ребенка и помогайте справляться с ними. Например: «Похоже, что ты сейчас волнуешься. Понимаю, я бы тоже волновалась. Знаешь, когда я волнуюсь, я рисую/принимаю душ/бегаю и т.д.». Важно легализовать эмоции ребенка и дать ему не просто понимание того, как надо. Но и научить это применять в жизни. Отыгрывайте новые навыки в игре, замечайте их в мультиках и сказках, замечайте в жизни то, как действуют другие люди. Чем больше будет способов реагирования, тем выше будет способность к адаптации.
Тренируйте навыки саморегуляции. Например, с помощью игры «море волнуется раз». Это поможет ребенку справляться со своими состояниями, а не поддаваться аффекту.
Когда замечаете, что сын хочет внимания и кривляется, старайтесь не осуждать и не давать оценочных суждений, а просто зеркальте: «Ты сейчас сделал рожицу, мне не смешно. Похоже, ты хочешь обратить на себя внимание». Это поможет ему замечать это за собой и вспоминать те навыки, которые вы будете параллельно отрабатывать.
психолог сайта «Я — родитель»