Вопрос специалисту

Сын ничем не хочет заниматься, кроме компьютерных игр

Сын ничем не хочет заниматься, кроме компьютерных игр

Сыну 15 лет. Ничем не хочет заниматься, кроме компьютерных игр. Раздражается, если я подхожу и начинаю с ним разговаривать. Учится без троек, со сверстниками общается только виртуально. Это зависимость? Что я могу сделать, чтобы наладить общение с сыном?

Светлана

Светлана, здравствуйте! Ваш сын - подросток. А это говорит не только о гормональных перестройках, фазе активного роста и так далее, но и о том, что ребенок претерпевает кризис. Общество предъявляет к нему требования как ко взрослому человеку, а права оставляет как к ребенку. Мальчик находится в стрессе от новых параметров и возможностей тела, от скорых перемен (например, окончание школы) и т.д. 


Вместе с тем, подросток меняет вектор мышления. Теперь он не следует слепо тем догмам, которые даете вы и учителя. Теперь он исследователь, экспериментатор. Он хочет сам сделать свои выводы, а потому сначала отвергает прежних авторитетов. Теперь ему важно мнение сверстников и это нормально. Он учится выстраивать взаимоотношения, занимать позицию в обществе. Единственно верным будет – занять позицию друга. То есть стать равным, безопасным, доверяющим и доверившимся человеком, который всегда рядом. Ваш сын может не приходить к вам за советом, может не обсуждать личную жизнь, но важно, чтобы он внутри всегда знал, что он это может. 

А потому не должно быть фраз вроде «ничего, есть захочешь, прибежишь» или «вот иди туда, где был». Это подрывает доверие и провоцирует негативизм. Помогите ребенку прожить этот этап. Оставайтесь взрослым человеком, когда он раздражается, помогайте осознать эмоцию и отреагировать ее. В этом поможет метод контейнирования эмоций. Если ребенок социально адаптирован, то о зависимости пока речи нет или она на начальной стадии. 

В этом можно разобраться только индивидуально. Задайтесь вопросом, почему ребенок так много времени проводит за компьютером? Что он получает? Возможно, это дает ему ощущение значимости среди сверстников или он так заменяет объективную реальность на виртуальную и/или уходит так от контакта с кем-то из близких. 

Вы можете обсудить это с сыном. Расскажите о своих тревогах, поделитесь своими чувствами. Важно говорить «я-сообщениями», без обвинений и претензий. Услышьте своего ребенка. Установите правила, которые регламентируют пользование компьютером. Но помните, что важно не запретить, а заменить. Подумайте, как ваш ребенок будет получать то, что ему дает сейчас компьютер иначе? Предложите альтернативу, замотивируйте. 

А общение стоит начать с интереса к личности ребенка. Проявите интерес к игре, в которую он играет, спросите, как ее проходить, в чем суть. Так вы сможете мягко вывести ребенка в объективную реальность, переключить внимание на себя и тем самым, задать тон общению.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»