Возраст ребёнка: 13
Сын очень несдержан, ленится, не идёт на контакт
Сын, 13 лет. Проблемы в общении с матерью и в школе. Очень несдержан эмоционально, постоянные истерики, со слезами, если начинаем как-то указывать на его поведение, заставлять что-то сделать, чего он не хочет. С матерью совсем нет контакта, считает, что она к нему придирается, делает ему назло, часто говорит, что ненавидит её. Мама учитель математики в школе, в том числе и в его классе… Попытались просмотреть его общение в И-нете - опять истерика, крик "я тебя ненавижу", "вы вторгаетесь в моё личное пространство". В школе нет друзей, если его как-то пытаются обидеть сверстники - опять истерики, хотя он парень не маленький, правда полноватый. Гулять не выходит, привязан к компьютеру. Но при этом нельзя сказать, что глупый, скорее наоборот, то, что именно ему интересно, "схватывает" налету и с удовольствием делает то, что ему нравится. Может грамотно обосновать и выразить свою мысль , сделать логические выводы и умозаключения. Учится хорошо, в последнее время, правда, успеваемость немного снизилась (стали иногда проскакивать тройки). Но лень сильнее его, не сделает ни шага, если этого можно не делать. Очень жадный, не думает ни о родителях ни о братьях (в семье трое детей, старшему 18, младшему 4). Такое впечатление, что он вообще никого не любит... Не знаю, что делать, ситуация только ухудшается. Пытаюсь с ним разговаривать логически (на его языке), когда мои доводы сильнее, замыкается (поза "я в домике" - натурально укрывается одеялом)
Подскажите, пожалуйста, как быть, посоветуйте к кому обратиться. Проживаем в г. Екатеринбурге. Спасибо
Олег Юрьевич
Здравствуйте, Олег Юрьевич!
Поведение ребенка - это прямое отражение стиля воспитания, эмоциональных реакций родителей, их отношений с детьми и друг с другом. Поэтому коррекционная работа должна начинаться именно с родителей.
Для начала важно понимать, что Ваш сын сейчас переживает подростковый период и ему действительно очень непросто. В жизни мальчика сейчас происходит ряд изменений: его тело меняется, он учится соответствовать новым требованиям со стороны общества, принимать решения, нести ответственность и т.д., в результате чего все время находится в состоянии стресса. Поэтому, прежде всего, нужно оказать ребенку поддержку, проявить к нему внимание, помочь поверить в себя.
Описанное Вами поведение характерно для детей, чьи личные границы действительно были нарушены. Подумайте, даете ли Вы сыну возможность проявить себя, высказывать и доказывать свою точку зрения. Возможно, мнение мальчика обычно не берется в расчет, а все решения принимаются исключительно родителями. В этом случае необходимо позволить ребенку не только принимать решения, но и нести за них ответственность, ведь именно в семье он может этому научиться.
Начните с малого: например, привлеките сына к обсуждению семейных расходов, попросите высказать свое мнение и, например, предложить варианты экономии. Прислушайтесь к ребенку и сделайте так, как он посоветовал. В случае успеха обязательно похвалите его, в случае неудачи разберите с ним вместе ошибки и подумайте, как можно исправить ситуацию. В любом случае Вам нужно показать ребенку, что Вы в него верите и любите его, несмотря ни на что.
Лень Вашего сына и его увлеченность компьютером говорит о том, что ему некомфортно в реальной действительности, и он пытается от нее уйти. Постарайтесь сделать среду более благоприятной, наладьте с ребенком дружеский контакт, проявите интерес к его жизни и увлечениями. Выделите время, которое Вы могли бы проводить вместе, например, приготовление ужина или совместное занятие спортом. Старайтесь не навязывать сыну свои ожидания, услышьте, что ему интересно, к чему лежит его душа.
Помните также, что нельзя научить ребенка тому, чего Вы не делаете сами, например, мотивация достижения успеха должна транслироваться от родителя. Покажите на собственном примере, как можно проводить свободное время, взаимодействовать с другими людьми, добиваться успеха. Эффективность Вашей работы во многом зависит от эмоционального контакта, поэтому важно показывать ребенку свою любовь и принятие.
Если ребенок проявляет агрессию, поговорите с ним о своих границах, объясните, какие эмоции это у Вас вызывает (обиду, разочарование и т.д.). Кроме того, необходимо освоить технику контейнирования эмоций, суть которой заключается в том, чтобы называть эмоции и предлагать альтернативные способы реагирования.
Вам предстоит сложная работа, в которой Вам может помочь психолог во время очных консультаций. Надеюсь, Вы сможете наладить отношения с сыном.
Всего доброго!
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»