Сын-первоклассник бьёт одноклассников

Сын-первоклассник бьёт одноклассников

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Уже нет сил и желания что-то ещё предпринимать. У меня сын первоклассник, практически ежедневно на него жалуется, если не учитель,то мамочки. 


Бьёт одноклассников, не только мальчиков, но и девочек. Может залезть к ним без разрешения в вещи (портфель, пенал) и взять, а порой даже испортить вещь. Одной девочке неоднократно плюет в учебник, чиркает ее тетради. 

Учитель везде водит за ручку, говорит - по-другому никак, будет в строю толкаться, наступать на пятки. Посещали психолога, та утверждает, что это вина учителя и она его недолюбливает, а дети сами скорее всего виноваты. После очередного обещания вести себя хорошо, побил в туалете мальчика за то, что тот "громко орал", и в очередной раз плюнул девочке в учебник (по его словам, она сама виновата, без его разрешения взяла его учебник и отнесла учителю).

Пытались действовать методом кнута и пряника; наказывали физически и психологически, обещали поощрения за хорошее поведение в школе, пугали интернатом, что без подарков останется, но абсолютно ничего не помогает. У меня нет сил, и не знаю, как правильно действовать, что нужно делать.

Здравствуйте!

Слышу ваши переживания, очень сочувствую такому непростому положению, в котором вы оказались!

Вы уже начали делать самое нужное и необходимое – прилагаете усилия, чтобы разобраться с ситуацией. И на мой взгляд, лучше делать это вместе со специалистом-психологом. Причём посетить не одну консультацию, а найти специалиста, который проведёт серию встреч: и поговорит с вами, и поработает с ребёнком (вплоть до времени, когда позитивные изменения в его поведении будут устойчивыми).

Вы можете найти контакты бесплатных служб психологической помощи на сайте нашего Портала: - Учреждения социального обслуживания семьи и детей.

Это важно сделать, потому что неприемлемое поведение ребёнка – это всегда комплексный феномен. Он охватывает не только происходящее в школе, но и то, что ребёнок переживает дома, атмосферу в семье. На такое поведение вашего мальчика нужно смотреть системно: его корни уходят в самые разные сферы жизни. Без внимания к этим сферам не получится эффективно изменить ситуацию. И в том числе поэтому я в своём ответе не смогу дать вам прямых помогающих рекомендаций.

Однако общие моменты, которые, на мой взгляд, важно знать, я озвучу:

1. Важно говорить с мальчиком о чувствах.

Любые его поступки – это выражения чувств. Удары, порча вещей, плевки – это выражение злости, обиды, отчаяния, бессилия, страха и т.д.

Постарайтесь помочь ребёнку назвать эти чувства. Не осуждайте за них, не запрещайте их переживать, не маркируйте эмоции словами «хорошо» или «плохо». Самое первое и самое главное – просто попробуйте вместе с мальчиком найти его переживании, дать им названия, если получится, обсудить ещё и причины.

Например: «Та девочка взяла твой учебник? Ты наверно разозлился! Я бы точно разозлилась на такое. И поэтому ты плюнул? Я могу тебя понять…»

Таким образом вы нормализуете переживания сына, даёте ему право не скрывать их. Уже это снижает остроту эмоций.

2. Важно обсуждать разные способы выражать чувства.

Как вы наверняка уже поняли, одного признания чувств недостаточно. Если неприемлемые действия являются выражением чувств, то наша задача – предлагать ребёнку разные способы их выражения. Если мы запрещаем ребёнку что-то делать, но не предлагаем альтернативные варианты, то в конце концов он вернётся к прежнему поведению. Другими словами, запрещая ребёнку драться, плеваться, щипаться, но не рассказывая, что делать вместо этого, мы не убираем ненужное нам поведение. Увы, в сильных эмоциях ребёнок будет выражать их так, как умеет.

Поэтому ваша следующая задача – научить сына выражать эмоции по-разному. В идеале – учить его говорить о своих чувствах (но для этого и вы сама должны уметь говорить о них, это навык, который ценно развивать).

Вы можете предлагать сыну уже готовые альтернативы нежелательному поведению: «Та девочка взяла твой учебник? Ты наверно разозлился! Я бы точно разозлилась на такое. И поэтому ты плюнул? Я могу тебя понять… И тем не менее, плевать нельзя, в нашей семье не плюют на чужие вещи. Ты можешь сказать ей, что злишься, прикрикнуть на неё, попросить вернуть учебник. Так она лучше поймёт, в чём была не права и обидела тебя. Что думаешь?»

Или вы можете вместе с сыном искать другие способы достичь того, что он хочет: «Та девочка взяла твой учебник? Ты наверно разозлился! Я бы точно разозлилась на такое. И поэтому ты плюнул? Я могу тебя понять… Но вот плевать в её вещи нельзя, так не поступают люди, в нашей семье это не принято. Давай подумаем, как иначе ты мог бы сказать ей о своей злости? У тебя есть варианты? Давай придумаем несколько? А то ты плюнул, а она же могла и не понять, что сделала не так».

При этом один раз подобный разговор не сработает. Говорить нужно очень много раз. Это как капли: сами по себе они мелки, практически не имеют веса, но вместе могут составлять огромное море.

Чем больше вы говорите, спокойно и доброжелательно, о ситуации в школе, разбираете чувства, обсуждаете, как лучше себя было бы повести, тем эффективнее окажется этот подход. Единственное – постарайтесь и в разговорах быть внимательной к ребёнку, это должен быть всё же диалог, а не чтение нотаций или поучение.

3. Важно подкреплять желательное поведение.

Поощрения за хорошее поведение в школе – это эффективный метод. Можно составить расписание, в котором вы вместе будете закрашивать каждый день недели каким-то цветом (зелёный – день без плохого поведения, синий – день с парочкой неприятных моментов, красный – день с крупной ссорой в школе и неприемлемым поведением мальчика). По итогу недели можно вместе смотреть на расписание и, в случае если там нет красного цвета, предлагать мальчику поощрение (хотя на первых порах поощрение может быть и за меньшее количество «красных цветов», чем раньше, например, за 2 красных дня вместе прежних 4). В качестве поощрения лучше использовать совместные активности, которые нравятся ребёнку, которые он сам сможет выбрать и которые с удовольствием будет ждать.

Физическое и психологическое наказание, припугивание интернатом – это совершенно неэффективные стратегии. Так лучше не делать. Насилие (а припугивание интернатом – это тоже насилие, потому что для ребёнка потерять вас – самое страшное в жизни наказание) не меняет поведение, оно вредит психологическому здоровью ребёнка. От подобных методов лучше сразу отказаться. Тем более, что вы сами видите – они могут сработать в моменте, но в перспективе не помогают (скорее, делают лишь хуже).

Поможет только ваше терпение, много разговоров. Изменения не случатся резко, на них нужно время и ваш труд.

4. Важно обратить внимание на атмосферу не только в школе, но и дома.

Часто в школе дети отыгрывают ту боль, которую «принесли» из семьи. Например, злость на взрослых, обиды, недовольство. Как я писала выше, коррекция поведения всегда должна происходить системно. И без внимания к тому, насколько хорошо, безопасно, спокойно ребёнок ощущает себя дома, нельзя полностью понять его поведение за пределами квартиры.

5. Возможно, понадобится консультация невролога.

Ни в коем случае не потому, что с вашим мальчиком что-то не так. Однако если в процессе работы с психологом специалист скажет вам, что нужно сходить на приём ко врачу, проверить ребёнка на стрептококковые инфекции, сделать диагностику, - имеет смысл последовать этим рекомендациям. Я не могу их дать, потому что обладаю ограниченной информацией о состоянии ребёнка. Хотя, на мой взгляд, именно комплексный подход к решению проблем даст хороший результат.

Я желаю вам успехов и много сил! Всего доброго!

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»