Вопрос специалисту

Сын плохо ест, медленно одевается и рисует, как захочет

Сын плохо ест, медленно одевается и рисует, как захочет

Здравствуйте! У меня несколько вопросов. 

1. На моего сына часто жалуются воспитатели. Основные претензии: медленнее всех одевается и раздевается, и не хочет есть то, что дают в садике. По поводу одевания/раздевания: ощущение, что специально тянет время. Все дети оделись, а он сидит и ждёт, пока ему помогут, либо пока ему несколько раз не напомнят. Дома то же самое. Насчёт еды: всегда съедает хлеб, манную кашу или картошку, из супа выпивает только юшку. Дома с удовольствием ест морковку и огурцы. Категорически не хочет есть блюда, например, каши, если в них есть овощи. Вообще, в плане еды очень капризен. 

2. Разукрашивает сюжетные рисунки по сказкам произвольными цветами. Например, изумрудный город разукрасил коричневым цветом и облака тоже коричневым (сказал "облака летели над городом и тоже стали коричневыми"), а Эли и Страшилу так: Страшиле сделал красное лицо и пририсовал зубы, а девочке нарисовал зелёные волосы. При этом, сказку "Волшебник Изумрудного города" знает очень хорошо. То же самое и с другими историями. Например, дорисовал чёрта вместо солнца, а синее море разукрасил малиновым. Дети в садике над ним смеются. Дома, в заданиях для подготовке к школе, разукрашивает как сказано в задании: например, голову дятла - красным, траву - зелёным, облака - серым ("Если они белые, то мне бы не надо было их разукрашивать"). У сына нервно-артритический диатез и умеренная форма гиперактивности. Спасибо.

Виктор

Виктор, здравствуйте.

Во-первых, вижу несоответствие в диагнозах и первой жалобы. Есть подозрения, что диагноз выставлен некорректно (дети с таким диагнозом испытывают сложности с тем, чтобы просто сидеть и тем более, делать что-то медленно). Я бы рекомендовала обратиться к другим неврологам.

В любом случае, возбудимость будет только расти в бесконечном давлении, т.к. порождает сопротивление. Постарайтесь принять ребенка таким, какой он есть, не править его под рамки и стандарты, а учить быть в миру с собой. Это значит, что ребенок будет знать свои особенности (сильные и слабые стороны), и легко ими пользоваться. Сейчас же он будет всячески подавлять в себе то, что в нем не принимают или наоборот, культивировать, чтобы бессознательно доказать свое право на существование.

Научитесь поддерживать его. Развитая фантазия, умение выходить за рамки общепринятого – это ли не повод гордиться. Но всегда должно быть время и место (как в заданиях подготовки к школе), когда делать нужно строго по правилам. И тогда ребенок научится адаптироваться и сохранять свою индивидуальность. Не высмеивайте, не стыдите, не запрещайте. Ваш ребенок должен знать, что вы в одной команде: «Я понимаю, что неприятно, когда смеются над тобой. Я бы тоже очень злился. Но дети имею право думать, как хотят. Я тобой горжусь! Мне очень нравится эта твоя придумка».

Про еду. Ответственность родителей – сформировать пищевой интерес и пищевое поведение у ребенка. Такие расстройства (как вы описываете) бывают часто из-за раннего введения прикорма, насильственного кормления, отсутствия общесемейной трапезы, больших порций и всяких отвлекающих гаджетов во время приема пищи. И тогда важно вернуться в начало и сформировать пищевой интерес, создать правила приема пищи. Ешьте овощи сами, подумайте над подачей и формой и интерес может вернуться. Но в целом, даже хорошо, что ребенок знает, чего хочет и открыто об этом заявляет.

Любое поведение остается с нами пока оно эффективно. И тогда стоит задуматься над тем, какую вторичную выгоду дает то или иное поведение вашему сыну. Вы пишите, что он ждет, когда ему помогут. И тогда нужно перестать помогать. Научите просить прямо и поощряйте это и тогда появится шанс закрепить другую стратегию поведения.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»