Вопрос специалисту

Сын не нашел общий язык с учителем

Сын не нашел общий язык с учителем

Добрый день, моему сыну 10 лет, учится в начальной школе. Проблема в поведении, не нашел "общий язык" с учителем. Сначала с первого класса было нормально, но потом все хуже и хуже. Сейчас по словам педагога он худший ученик по поведению за всю историю ее работы (стаж 40 лет). Основное - мешает проводить уроки, выкрикивает, бурчит, комментирует ее слова. 


Естественно другие ученики тоже начинают баловаться, смеяться. Сейчас стал ещё и матерится (как и другие дети в классе). На замечания не реагирует, переговаривает ее. Иногда дерётся с одноклассниками. При этом жалобы есть от других преподавателей, но не такие критичные. При этом она говорит, что он умный, но из-за поведения и оценки хуже.

Мы с сыном говорим каждый день, про уважение к преподавателю, но надолго его не хватает. Когда учитель рассказывает про ситуации, у меня впечатление, что это не про моего сына, а про другого человека. Дома он не так себя ведёт, а вполне адекватно. В чем причина? Либо хочет внимания к себе аудитории, либо ему просто не интересны уроки?

Здравствуйте. 
Для начала важно понимать, что не ребенок должен искать "общий язык" с учителем, ведь это задача взрослого. У нас, взрослых, есть понимание ситуации, различные способы взаимодействия, реакций и методов. Ребенок этого еще не умеет. И задача взрослого этому научить, показать пример. Представьте, если бы вас взяли в институт на новую специальность, не было бы занятий и практики, а были бы только требования и наказания. 

В глазах ребенка описанная вами ситуация выглядит именно так. Но он не умеет справляться с напряжением в силу возраста. Поэтому делает это так, как умеет. Но снова получает наказание. И тогда становится очевидным, что ребенку нужна помощь и поддержка, а не наказания и ограничения.

Поэтому первое, о чем я вас прошу - это встать на сторону своего сына внутри себя, сердцем. Что это значит на деле? Ну вот, например, уважение - это результат взаимодействия. Уважение можно показать, но заставить уважать нельзя. И если поведение учителя не вызывает у ребенка уважения, то это его (учителя) проблема. Это не то, что можно дать на откуп родителям. Представьте, если бы у вашего мужа был конфликт к начальником. И вот однажды он позвонил бы вам и сказал, чтобы вы потребовали от мужа уважать его. Абсурд? Будет к такому начальнику искреннее уважение? Нет. С детьми так же. Единственное, что вы можете просить, это соблюдать правила нахождения в обществе.

Но и тут важно не требовать прекратить, а научить сына действовать иначе. Как он еще может защищать свои границы в общении с учителем? А со сверстниками? Как показать агрессию так, чтобы его поняли, но это не разрушило бы отношения с человеком? И так далее. Этому можно научиться при должной поддержке и возможностью ошибаться и пробовать вновь. Очень хорошо работает в этой теме сказкотерапия, а также, групповая и индивидуальная работа совместно с психологом.
Самое главное здесь - легализовать те чувства, которые испытывает ребенок. Злиться - это нормально. Бояться тоже. И так далее. Осталось только научиться проявлять эмоции безопасным для себя и окружающих способом.

Давайте на примере. Злость - это эмоция, которая возникает в ответ на нарушение личных границ. Она помогает аккумулировать силы, чтобы защищаться. Например, мои чувства обесценивает учитель, а я имею право на эти эмоции. В ответ я злюсь. И можно начать перебивать и выводить ее из равновесия (это проявление пассивной агрессии), а можно сказать прямо: "Со мной так нельзя разговаривать". Чувствуете разницу? То есть чтобы работать с состояниями ребёнка, важно понять, какую пользу оно несет, какую потребность удовлетворяет, и найти новый, более эффективный и уместный альтернативный способ.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»