Вопрос специалисту

Сын привязан к бабушке с дедушкой. Как отучить?

Сын привязан к бабушке с дедушкой. Как отучить?

Как отдалить сына от деда? Он сильно к нему привязался. После школы и в выходные едет к нему. Домой только ночевать приходит. Я живу с сыном вдвоём без мужа. Сын говорит, что дед ему вместо папы, а со мной скучно. Странно, что если дед на работе, сын всё равно едет к родителям, и тогда уже играет с бабушкой. Родители мои с 1-го класса забирали ребёнка из школы и привозили ко мне только вечером, и он, видимо, к ним привязался чрезмерно и привык день проводить с ними. 


Как мне его отучить от бабушки и дедушки? Ему 10 лет - 3-ий класс, он мог бы уже сам идти домой и общаться с ровесниками, а не со стариками 78 лет. Старики меня всегда критикуют, и ребёнок стал за ними повторять, перестал меня слушаться и уважать. С моим отцом мы вообще не разговариваем и не любим друг друга с детства. Он словно специально настраивает ребёнка против меня. Как мне отучить сына ездить к ним и сидеть у бабушки и дедушки каждый день? 

Я работаю с понедельника по пятницу с 12 - 17. И могу сама вечер проводить с сыном, но он не хочет, говорит, что дома ему нечего делать, и приезжает домой в 19 часов, а в 20.30 ложится спать, и мы почти не видимся. Он отдаляется от меня всё больше.

Здравствуйте!

Важно определиться, с какой целью вы хотите отдалить ребёнка от старших родственников.

Если ребёнок самостоятельно идёт к ним, если сам соглашается проводить с ними время, значит, он что-то получает в этих отношениях. Возможно, речь идёт о спокойствии, тепле, безопасности, заботе и защите. Мальчик не просто так выбирает бабушку с дедушкой, он не будет находиться там, где к нему плохо относятся.

И тогда встаёт вопрос: что именно вас беспокоит? Правда ли, что только то, что ребёнок мало общается со сверстниками? Или ещё и что вы на данный момент не чувствуете связи с сыном?

Продумайте, пожалуйста, честный ответ на этот вопрос.

Потому что, чтобы «отлепить» ребёнка от бабушки с дедушкой, конечно, можно использовать разные манипулятивные методы. Но ни одному члену семьи не будет от них легко и комфортно. Родственники ещё больше ополчаться на вас, ребёнок начнёт тревожиться, вести себя агрессивно или отстранённо, а вы так и не получите близости с ним.

Постарайтесь сейчас оставить в стороне чувство ревности или злости, которое может возникать в ответ на ситуацию. Они естественны, когда обстоятельства складываются нежелательным для нас образом, или когда человек, который нам дорог, уделяет нам недостаточно внимания (и это касается совершенно любых отношений).

Вы можете замечать в себе эти переживания, объяснять их себе, учиться понимать их корни и как сделать их влияние на вас меньше. Но хорошо, если получится не переносить их на ребёнка. Потому что ваши чувства – это ваша история, мальчик точно не хочет делать вам больно или плохо, и он точно не несёт ответственность за вашу реакцию на ситуацию.

Если получится понять и бережно обойтись со своими чувствами, они не будут так сильно вмешиваться в ваше восприятие ситуации. И тогда появится возможность посмотреть на неё ясным взглядом. А значит, быть честной с собой, увидеть, чего вы действительно хотите в свете обстоятельств и как к этому прийти, учитывая не только свои интересы, но и желания, и комфорт, и внутреннюю жизнь ребёнка.

Если мы хотим наладить отношения с детьми, сделать нашу связь крепче, насилие и ограничение его общения с другими родственниками не работают.

А сработает простой приём: увидеть, что ваш мальчик – отдельный от вас человек, уникальный, всё меньше от вас зависящий. Представьте, что вы хотите сблизиться с незнакомым для вас человеком. С чего бы вы начали? С ограничения круга его общения или с внимания к нему?

Это не совсем аналогичный контекст, но наши действия в ситуации будут схожи.

Чтобы стать к кому-то ближе и укрепить связь, помогает интерес к другому человеку, уважение и часто ваша инициатива, первые шаги навстречу, которые делаете вы.

Например, чаще разговаривать с мальчиком: до школы, перед сном, обмениваться сообщениями в течение дня.

Интересоваться увлечениями ребёнка. Ни одному человеку не будет скучно рассказывать о том, что его увлекает. А вам это позволит лучше понять, узнать своего мальчика.

Придумывать совместную активность. То есть не просто посидеть дома вместе, а сходить туда, где понравится и вам, и вашему сыну, заняться чем-то весёлым.

Подключиться ко времени, который ребёнок проводит у дедушки с бабушкой. Это сложный пункт, потому что вас объединяет запутанная и конфликтная история. Но бывает полезно пойти на компромисс, чтобы воочию увидеть, что получает ребёнок рядом с родственниками. Без обвинений, без критики, без взрослых ссор. Если вы делаете что-то ради ребёнка и вашей связи, это важно помнить, это более высокая цель, чем бесконечные выяснения отношений.

Проявлять к мальчику больше не только интереса и участия, но и тепла, нежности, заботы, тактильного контакта. Любому ребёнку нужно иметь «чувство дома» - безопасного места, где ему будет спокойно и хорошо. Чаще всего ребёнок обретает его рядом с близкими людьми. Ваша задача – постепенно становиться таким человеком. Человеком, рядом с которым ребёнку комфортно, приятно, интересно, хочется быть.

Наладить связь с ребёнком – это не моментальное событие, это процесс. Он будет занимать время. Будет состоять из разных шагов: и видимого прогресса, и откатов.

Но всё получится, если вы останетесь во взрослой позиции, бережной к мальчику, внимательной к своим чувствам, терпеливой и любящей.

Возможно, тогда то, что ваш сын проводит время с родственниками, уже не будет так критично для вас. Потому что вы будете уверены и в вашей близости, вам будет известна жизнь сына, а он обретёт в вас новый источник поддержки и опору.

Желаю вам удачи.  

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»