Вопрос специалисту

Старший сын все время задирает младшего

Старший сын все время задирает младшего

Добрый день! У нас 2 мальчиков в семье: 8 и 4года и 9 месяцев. Меня очень беспокоят 2 момента в поведении старшего сына: 1. Он ежедневно и многократно задирает/троллит младшего сына. Не успеют встретиться вечером после детского сада/школы, как в течение 2-5 минут уже находят причину для ссоры. Зачинщик практически всегда старший. В случае если что-то приобретается либо дарится обоим братьям, старший сын практически в 100% случаев скажет: "а у меня лучше/больше/интереснее/круче", даже если игрушки/предметы отличаются только цветом. Во многих ситуациях и поступках у старшего прослеживается потребность во всем превосходить младшего. Не редко говорит, что не нужен ему такой брат, зачем вы его родили… Мы с супругом объясняем: "что твой братик - это самый близкий тебе человек на земле, у Вас одна кровь, мы Вас обоих очень любим и т.д.". Но пока такого рода объяснения не помогают. Очень хочется поубавить дух соперничества между братьями и взрастить в них братские чувства друг к другу. Помогите советом, как это сделать? 2. Старший сын закончил первый класс. Закончил на отлично, однако считаю нужным упомянуть, что за окончание года на отлично ему было обещано мотивационное поощрение в виде игрушки. Как мама первоклассника, я столкнулась со следующими сложностями: - Если у моего сына что-то не получалось с первого раза или быстро, то он бросал со словами: " мне это не надо......не буду делать/учить...... пусть учитель сам учит (хотя дома никаких негативных высказываний в адрес учителя мы себе никогда не позволяем)", пусть буду двоечником.....не хочу быть отличником...…я дурак....и голова у меня тупая.....ничего она запомнить не может..... " При этом мог бить сам себя своими руками по голове (не сильно), либо, опустившись на четвереньки слегка биться головой о пол. Особенно это проявлялось при необходимости выучить наизусть стихотворение, близкий к тексту пересказ, а также при выполнений письменных заданий по каллиграфии. Если буквы выходили некрасивыми, быстро выходил из себя, мог бросить задание. Писать сначала на черновике изначально отказывался....Совершенно нет терпения дважды выполнить задание: сначала на черновике, а затем в чистовике. Я многократно объясняла, что с первого прочтения стихотворение не запоминается большинству людей......нужно потрудиться.....и т.п. В дневнике часто бывали замечания по поводу поведения. Замечания были не только со стороны нашего основного педагога, но и стороны нескольких замещающих нашего педагога учителей. Учитель в конце учебного сформулировала следующий feedback: В плане учебы, усвоения материала, у нее вопросов к нему не было.....но вот поведение оставляет желать лучшего. В классе он очень ревностно относится, если кто-то получил оценку лучше него....Особенная ревность к одному однокласснику, у которого очень хорошие успехи.... Дома может ходить и ныть: "Вот у мальчика X все лучше получается...….а у меня не так хорошо.....он молодец, а я нет.... Подскажите, как, что я могу сделать, чтобы откорректировать его поведение в новом учебном году и сделать процесс обучения более позитивным для нас обоих. Заранее огромное спасибо.

Анна

Анна, здравствуйте.

Оба ваши вопроса взаимосвязаны между собой. Поэтому свой ответ буду строить в едином русле, не фокусируясь на разницу вопросов.

Судя по всему, вашему старшему сыну недостаточно внимания и тепла, ему необходимо признание родителей и принятия его. Вам может казаться, что у него всего в достатке, но только ребенок может определить это, только он знает, сколько ему нужно и всего ли хватает.

Желание превосходства и потребность в победе прослеживаются и дома и в школе. Судя по всему, это уже закрепившаяся тактика вашего сына. Так он получает необходимое. Психика не выбирает других стратегий, только эффективные. Осталось выяснить, что именно дает ему удовлетворение. Это может быть внимание, обращенное на него. Если у ребенка нет другого способа получить признание, то вам стоит научиться иначе взаимодействовать с сыном и следить за собой. Он должен быть уверен, что заметен для вас всегда. Вне зависимости от того, в каком он состоянии: победил или проиграл, грустно ему или весело. А может быть это его способ занять жертвенную позицию. Для нее характерно чувство вины, самобичевание и ничего не делание. Человек рядом жалеет жертву и делает все за нее. Например, если только битьем головы сын снижает значимость высоких оценок («Не волнуйся так, бог с ними, с этими оценками»), то я вполне могу оказаться права. Или, может быть, в вашей семье не принято проявлять социально неприемлемые эмоции. Только битье головой и прочее нанесение себе вреда это способ проявить заблокированную агрессию. И да, как мы видим, агрессия направлена на себя, а значит, что он не имеет возможности (или не умеет, или стоит жесткий запрет) злиться на вас, поэтому наказывает себя. Тогда нужно учиться самой учиться экологично проявлять эмоции, развивать свой эмоциональный интеллект и учить этому ребенка.

У меня есть мнение, что вашему сыну непросто далось рождение брата, что он был не готов, что был резко обделен вниманием и заботой. Тогда стоит пережить этот момент еще раз и компенсировать то тепло, в котором мальчик нуждается. Но сделать это сможет только специалист. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале -http://www.ya-roditel.ru/map/

Проявляйте уважение у чувствам ребенка, поддерживайте, поощряйте. Учите себя любить, ценить и беречь. Но помните, это невозможно, если родители не умеют этого делать. Поэтому работу стоит начать с себя. А объяснить то, что брат – самый близкий невозможно. Хотя бы потому, что это сейчас не так. Ваш сын не услышит вас до тех пор, пока брат не станет самым близким ему человеком. Постарайтесь снизить значимость близких отношений детей, а все чаще учите слышать друг друга, доверять, договариваться. Так у детей появится шанс подружиться.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»
Комментарии:
CAPTCHA