Вопрос специалисту

Проблемы в поведении сына

Проблемы в поведении сына

У сына определено ЗПР, имеются проблемы с речью. Комиссия дала направление на обучение в коррекционной школе. Успеваемость хорошая. Но периодически он срывает уроки, закатывая истерики. Бывает, что швыряет вещи в одноклассников и может ударить. Я об этом узнала со слов педагогов. Дома ребенок вел себя нормально: никаких криков (раньше бывало, но вроде сумели найти к нему подход), любит животных, спокойно играет с другими детьми, что живут по соседству, даже проявляя о них заботу, чтобы девочки не ударились во время катания с горки, например. Психиатр назначила лечение. И вроде бы действительно ребенок стал спокойнее, прекратились постоянные жалобы на него, однако новая напасть... Теперь он уже дважды был пойман за воровством денег из моего кошелька. Попытки объяснять, что так делать нельзя предпринимали. Плачет, явно стараясь надавить на жалость, обещает больше не делать так, но уже слабо верится в эти обещания. И честно говоря, уже не знаю, как ещё до него донести, что он поступает плохо и в отношении одноклассников, и с воровством дома. Боюсь уже, что это все доведет до серьезной беды.

Ольга

Ольга, здравствуйте! 


Практика показывает, что лечение у психиатра без коррекционной психологической группы не так эффективно. На базе психоневрологического диспансера обычно есть такие группы, прошу уточнить это в вашем городе. В противном случае стоит воспользоваться списком бесплатных служб психологической помощи, которые вы можете найти на нашем Портале - Список бесплатных служб психологической помощи

В целом, важно учитывать степень задержки развития, но обычно страдает не только работа нервной системы, но и речь, как в вашем случае, также, наблюдается снижение интеллекта, адаптивности и прочего. Все это говорит о том, что у ребенка есть проблемы с саморегуляцией, самоконтролем, ауторефлексией и прочими контролирующими надстройками личности, которые помогли бы ему сдержаться от соблазна. 

Старайтесь не запрещать, наказывать и т.д., а показывать то, как надо делать. Есть психотерапевтические сказки, они очень эффективны в этих ситуациях. Разбирайте поведение главных героев из книг и мультиков. Создавайте условия, в которых можно отработать новый навык. Поощряйте, хвалите, гордитесь сыном. 

Самый простой способ научить ребенка «думать, что делает» - это брать паузу между стимулом и реакцией. То есть вот возник раздражитель (открытый кошелек, например), и ваш сын не сразу должен к нему идти, а сначала сделать, например, 5 глубоких вдохов и выдохов, это позволит ему выбрать между привычным «своровать» и новым «оставить деньги маме». 

Отыгрывайте новый навык при любой возможности. Узнайте у ребенка, на что он берет деньги. Научите его достигать желаемого другими способами – попросить, заработать, накопить. Учите откладывать получение желаемого результата. Например, ребенок просит есть. Не идите тут же на кухню, а скажите, что освободитесь через 5 минут, пусть ждет.

 Постепенно увеличивайте сроки. Это поможет проживать фрустрацию. Задержка психического развития не предполагает сложных цепочек. Не думаю, что ваш сын «давит на жалость». Скорее, у него есть эффективная стратегия поведения «поплакал – простили». Меняйте схему. Держитесь своей линии вне зависимости плачет ребенок или нет. Соблюдайте правила и осуществляйте обещанное. 

Тогда ребенок будет понимать то, как нужно действовать и что будет, если он нарушит правила. Учите осознавать и по-разному проявлять свои эмоции. Какую эмоцию ваш сын проявляет ударом? Злость? Раздражение? Обиду? Научите делать это иначе. 

Помните, ребенок выбирает то поведение, которое приносит самый быстрый результат.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»