Сын со мной неуправляем

27.06.2022

Добрый день! Помогите, пожалуйста. Ребенку 8.5 лет, мальчик. По характеру добрый, отзывчивый, абсолютно бесхитростный, ласковый, способный найти общий язык от ребенка в коляске до старика на лавочке, очень общительный...


НО! С рождения проблемы в общении только со мной (мамой). Прекрасно ладит с моими родителями, прекрасно понимает их, воспринимает информацию, адекватный и рассудительный.

Но стоит появиться мне (или услышаьь мой голос по телефону), он превращается в абсолютно неразумное существо. Слезы, истерики, баловство. Ему почти 9 лет, я до сих пор не люблю (боюсь, наверно) с ним гулять даже на площадке, неизвестно, что он "выкинет". Поездки в гости или приглашение гостей к нам-так же, я всегда в напряжении.

Первые пять лет мы не ходили НИКУДА именно по этой причине. Ни гости, ни Дни Рождения гостей, ничего, было просто стыдно с ним, люди смотрели на нас с недоумением.

На текущий момент ездим по гостяи, конечно, но это всегда испытание. Может не слушаться, огрызаться, заплакать, ныть.. Полагаю, что испрованы ВСЕ возможные методы. Он был маленький-не обращали внимания на беспочвенные истерики. Но он всегда был настолько настойчив, что буквально заставлял досмотреть его "концерт" до конца.

Общаюсь с ним, разговариваю, говорю, что так мало прошу-всего лишь СЛЫШАТЬ меня (даже не тотально слушаться, а просто СЛЫШАТЬ).

Что касается раскаяния, оно тоже присутсвует на все 100%. Видит, что мне становится плохо, просит прощения, плачет, обнимает, обещает больше так не делать, говорит, что очень меня любит, что не может без меня, что не хочет ссориться никогда, что я его самый близкий друг. Но каждый день, из года в год все повторяется снова.

Воспитатели в саду, учителя в школе не испытывают никакого дискомфорта при работе с ним. Так же положительно о нем отзываются-добрый, отзывчивый, дружелюбный, нет вообще проблем. Но что же происходит в моем присутсвии? 

Семья у нас полная. Он единственный ребенок. Я провожу с ним почти 95% времени. Гуляю я, лечу, учу-я. Папа не сильно вовлечен в этот процесс, и это мой выбор. Папа у нас несколько холодный человек на чувства, на эмоции. А ребенок настолько живой и активный, что, полагаю, я лучше справляюсь в плане душевной теплоты и дружбы. 

Я все понимаю, много перечитала статей экспертов, психологов. Что ребенок доверяет мне больше всех. Я готова с этим согласиться, но не могу понять, как мне жить, быть, как вести себя, ведь когда меня ребенок видит или даже слышит по телефону, он превращается в полного идиота (простите). И тяжело сразу всем вокруг, кто находится рядом. И мое моральное состояние от тяжести этого общения лучше не становится. Могу накричать, наказать, могу дать подзатыльник. Потому что невыносимо это терпеть ежедневно столько лет подряд. 

И такой он с рождения. Он растет, а поведение не меняется со мной. Именно со мной, ко мне. Остальные члены семьи не испытывают абсолютно никаких сложностей. Заранее благодарна


Здравствуйте. 
Да, понимаю, непросто. Но выход есть. Однако скажу сразу - ваш вопрос не формального плана. Мало знать, как корректно себя вести/что делать, нужно ещё так уметь жить. И тогда я настоятельно рекомендую обратиться к психологу очно. Работать нужно с вами. А мальчик перестроится. Лучше найти специалиста, работающего в теме детско-родительских отношений. Если финансы ограничены, можете обратиться к списку бесплатных служб психологической помощи, который размещен на нашем Портале: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

А пока вот несколько моих мыслей по поводу вашего вопроса:
Да, действительно похоже, что ребёнок доверяет вам себя "настоящего". Так бывает, когда другие взрослые холодные, сухие, запрещающие чувства. Ребенок просто учится удерживать в одном месте и "приносить накопленное" в другое. И тогда важно:

1. Уметь размещать чувства ребёнка. Обратите внимание, что если он не будет размещать у вас, ему как будто вообще больше негде. А это очень опасно для психологического здоровья. Это мы можем выйти прогуляться, поговорить с подругой или даже выпить бокал вина. А у ребёнка есть только родители. И тогда предлагаю ознакомиться с методом контейнирования эмоций. Это поможет. Но только в случае, если ваш эмоциональный контейнер готов принимать и размещать. Потому что сейчас кажется он переполнен. И тогда снова возвращаюсь к необходимости работать с психологом. 

2. Обезопасить другие контакты. Это может быть редкое общение или установленные правила. Как угодно. Лишь бы ребенок имел возможность распределять свои состояния между разными контактами.

3. Научить рефлексировать. Для этого важно называть чувства ребёнка. Например, он сжимает зубы и кричит. Вы считываете состояние, как злость. И возвращаете ему: "Вижу, злишься". Потом легализуете состояние: "Понимаю, я тоже злюсь, когда не получаю свое, это нормально". И потом помогаете как-то ещё размещать чувства: "Может бросить полотенце на пол, порвать этот журнал, бить подушку, скручивать одеяло и тд".

А вот от чувства вины (вы назвали раскаянием) желательно максимально освобождать. Оно отравляет отношения так же, как стыд, который мешает вам сейчас держать себя в руках. Поэтому лучше разделять ответственность, мол, да, я расстроилась, но я тебя все равно люблю всегда и понимаю, тебе было непросто. Иначе формируется замкнутый круг: копится чувство (любое, у вас похоже стыд), вы его терпите, потом оно выходит в виде злости и потом чувство вины за то, что назвали идиотом и дали подзатыльник. И потом снова копите. У ребенка происходит так же: копит чувства, потом выливает их вам, получает чувство вины и снова копит. Липкое место - вина. Разрешая себе злиться по чуть-чуть, вы не копите монстра, который ужасает.
Но повторюсь, тут точно нужно работать со специалистом. Истории уже 8 лет. Одна письменная консультация бессильна.

Ольга Дорохова
психолог сайта «Я — родитель»
Вернуться назад