Вопрос специалисту

Сын со скандалом собирается в садик

Сын со скандалом собирается в садик

Сын начал ходить в садик. Уже 2 недели он ходит в группу и даже оставался на сон. Проблема в утреннем походе в садик. Одевание - это у него ассоциация с садиком. Он начинает истерически плакать, прятаться от меня под стол и говорит, чтобы я отвела его к бабушке. "Давай не пойдём в садик! Мне там не нравится! Меня все обижают! Мне не нравятся там игрушки!" Такие фразы говорит он мне между плачем. И ведь он говорит правду. Так как он очень чувствительный, впечатлительный, обидчивый. Любой толчок, крик или отбирание у него игрушки другими детьми очень его расстраивает, часто до обиды со слезами. Нервы мои по утрам сдают. Но тянуть некуда, в садик ходить нужно, и по многим причинам. Маленький человечек не понимает, почему "нужно". В садике, по словам воспитателей, нормально ведет себя. Да, бывают слёзы, но недолго. Забираю из сада, тоже вполне довольный. Как справиться с утренними капризами? Чем завлечь малыша в садик? Спасибо! Анастасия

Анастасия

Анастасия, прежде всего, хочу обратить ваше внимание на то, что две недели - еще очень маленький срок для адаптации. На привыкание к детскому учреждению у детей уходит от месяца до шести в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей. Ваш малыш сейчас, действительно, испытывает сильный стресс. Он станет проходить тогда, когда детский сад станет восприниматься им как место, во-первых, безопасное, а во-вторых, интересное. Для этого, в первую очередь, важен хороший контакт ребенка с воспитателями. В ваших силах форсировать этот процесс, в том числе самой активно контактируя с воспитателями, чтобы ребенок видел, что вы доверяете им. Важно помогать ребенку и налаживать отношения со сверстниками, вы можете попробовать познакомиться с кем-то из родителей и договориться вместе погулять, если ребенок ближе познакомиться с кем-то из ребят вне садика, ему проще будет заходить в группу и видеть там "своих". Имеет смысл и просто направить внимание малыша на кого-то конкретно из детей, помогая ему подружиться, принеся игрушку для совместной игры. Вариантов может быть еще много, тут важно и сотрудничать с воспитателями, они могут в ходе дня помогать детям общаться.

Ребенок, безусловно, не должен понимать наше взрослое "нужно", важно искать для него его собственный, детский, интерес. Мне кажется очень важным сейчас фиксировать чувства малыша сразу после садика. В прямой беседе он может ничего и не рассказать, но вы можете играть в детский сад, рисовать детский сад, рассказывать свои или вымышленные истории про детский сад, чтобы ребенок искал в них себя. Так он сможет отыгрывать негативные эмоции, и утро уже не будет столь насыщено ими.
Что касается непосредственно утра, я всегда рекомендую, параллельно со всеми другими, более глобальными, мерами по адаптации, поменять саму процедуру утренних сборов. Вы правильно отметили, что у ребенка уже "ассоциации". И здесь даже незначительные изменения могут помочь ассоциации сменить. Если вы начинали утро с одевания, теперь можете начать с вкусного завтрака, или наоборот. Либо можете оставить утром 10 минут, чтобы пройти через любимые качели сына или забежать в магазинчик и купить ему его любимое лакомство "на дорожку".  Важно как-то порвать ваш замкнутый круг. Малыш боится расставаться с вами, вы злитесь, он считает в вашей злости еще больше недовольства им мамы, еще больше боится расставаться - и так по кругу. Включите фантазию, экспериментируйте, ищите, какой позитив вы можете внести в ваше утро. Вы можете по дороге в садик обсуждать планы на вечер, это поможет переместить фокус внимания ребенка и сделает более реальным тот момент, что вы скоро встретитесь. Можно давать малышу маленькие "задания на день" - запомнить имена трех одногруппников, узнать, в какую игру любит играть симпатичный ему ребенок и так далее - все это тоже переключает внимание.
И наберитесь терпения, ваш малыш еще какое-то время будет с трудом расставаться с вами, это нормально и неизбежно. Не отвергайте его чувств, скажите, что тоже скучаете. Оставляйте в утреннем графике лишнее время, зная, что может быть придется утешать малыша и обниматься-целоваться с ним, чтобы не раздражаться, опаздывая.
Евгения Лепешова, психолог

Анна Зубкова, специалист