Здравствуйте, у меня есть сын, 3 г. 5 мес. В детсад не ходим. До 2,7 лет не интересовался детьми, потом начал активно проявлять к ним интерес, очень полюбил играть с ребятами на площадке, порой прям чересчур. Где-то с 3,3 лет стал более осторожным с детьми, если раньше впереди всех бежал, чтобы с горки съехать, то сейчас может и пропустить кого-то.
Здравствуйте!
С одной стороны, действительно, у ребёнка могла произойти конфликтная ситуация с другим ребёнком, после которой он мог сменить тактику своего поведения. И это вряд ли можно отнести к вашему упущению. Скорее к тому, что дети в тот или иной момент жизни сталкиваются с разными обстоятельствами, и, благодаря им, приобретают новый опыт.
Если дома у ребёнка есть возможность выбирать, есть свобода в приемлемых пределах, если вы внимательны к желаниям ребёнка, слышите его чувства и помогаете справляться с фрустрацией, то любая ссора с кем-то на улице будет просто дополнительным элементом мозаики: каким бывает мир, как в нём можно себя вести и реагировать на других.
А с другой стороны, развитие, действительно, может идти с подобными переменами.
Сначала детям не сильно интересны окружающие их люди, ни взрослые, ни дети (кроме родителей), они больше сфокусированы на манипуляциях предметами. После ими начинает «завладевать» мир людей и отношений, они погружаются в общение, взаимодействие. И опять же: сперва смело, а после всё более осторожно. Так бывает, когда ребёнок вдруг обнаруживает от других обратную связь, с которой раньше не встречался и к которой не привык.
Из таких опытов общения он выносит представления о том, как можно действовать, как устанавливать границы, защищать себя, договариваться и т.д.
Судя только по информации из вашего письма, можно понаблюдать за тем, как дальше ребёнок будет общаться с друзьями, сохраняя дома атмосферу безопасности, тепла и принятия. Потому что то, что происходит в семье, может напрямую сказываться на «жизни» на детской площадке.
Если вас беспокоит, что у ребёнка есть сложности с общением, дефицит коммуникативных навыков, их можно постепенно развивать. И в реальных ситуациях игры с другими детишками. И дома с вами: разыгрывать разные ситуации, предлагать, как могут действовать герои. Можно обсуждать поступки тех или иных персонажей, читать сказки с поддерживающими фигурами, которые помогают разрешать сложности.
Например, фигура Доброго Волшебника из сказок в сочетании с вашей безусловной любовью и принятием помогут ребёнку ощутить в себе силы на то, чтобы постоять за себя.
Стоять за себя тоже можно разными путями. И этот навык эффективно оттачивается в играх, которые моделируют ситуации из жизни.
Плюс, обратите, пожалуйста, внимание на то, что именно вас тревожит в этой ситуации. Если замечаете, что в целом испытываете много напряжения относительно ребёнка, его поведения и развития, это также может сказываться на состоянии мальчика.
Чем более расслабленно и уверенно чувствуете себя вы, тем более свободными и смелыми становятся наши дети.
Всего вам доброго.