Здравствуйте!
В 9 лет ребёнок уже может понимать, к чему приводят те или иные действия. Однако всё же не так, как взрослый.
Иногда ребёнка может «заносить», иногда чувства и эмоции становятся сильнее, чем когнитивное осмысление реальности.
Плюс, осознание своих эмоций, причин поступков – это навык. Если вы уделяли ему внимание в процессе воспитания: рассказывали о чувствах, обсуждали переживания и т.д. – это укрепляет умение понимать себя. Если нет – возможности осознавать мотивы своего поведения меньше.
Поэтому важно опираться и на возраст ребёнка, и на то, насколько развит его эмоциональный интеллект.
Чтобы понять, как отнестись к поведению ребёнка, важно посмотреть на него чуть глубже. У того, что ребёнок портит вещи, может быть несколько причин. Я предлагаю вам обратиться к каждой и внимательно проанализировать их:
1. Мальчик действительно не понимает границ и не замечает, что портит вещи.
В этом случае полезно обсуждать, почему не стоит портить вещи. В доброжелательной, спокойной манере говорить о том, что следует за порчей имущества (после ею нельзя будет пользоваться). Предлагать другие варианты, что можно порезать, на чём порисовать или повыжигать.
Плюс, иногда 9-летка может просто очень сильно увлечься своей деятельностью, не продумать последствия, не отследить, что происходит. Для того, чтобы укрепить навык наблюдения за своими действиями, важно в целом обсуждать, что такое последствия поступков, как те или иные наши действия сказываются на происходящем в жизни.
2. Мальчик выражает эмоции через порчу вещей.
Порой порча вещей – это проявление злости ребёнка. Злость – это эмоция, её нельзя запрещать. Однако агрессию, то есть действия под влиянием злости, стоит регулировать.
Если вы замечаете, что в действиях ребёнка есть агрессия, помните, что её причина – во фрустрации, которую испытывает ребёнок. Фрустрация появляется, когда потребности или желания человека остаются незамеченными, остановленными.
Например, когда ребёнку запрещено злиться в семье или в школе и выражать это. Когда за проявление прямой злости, недовольства его наказывают.
Злость будет искать выход, это сильное телесное напряжение, которое хочется выразить. Агрессивные поступки в этом случае становятся возможностью хоть как-то с ней справиться.
Ваша задача – помочь сыну найти выход из фрустрации не с помощью агрессии, а используя другие инструменты. Например, разговор о том, что с ним происходит. Прямое словесное выражение того, что ему не нравится или что его беспокоит.
Чтобы пойти в эту сторону, важно быть достаточно включенной в жизнь ребёнка и устойчивой перед его чувствами. И, как ни странно, позволять и себе злиться, уметь выражать злость так, чтобы она не копилась внутри, но и чтобы не приводила к разрушению отношений.
3. Мальчик находит в порче вещей возможность ощутить свободу.
Если у ребёнка недостаточно пространства для свободы, для творчества, если он не может выбирать, к примеру, что надеть, что съесть, чем заняться в свободное время, куда пойти с друзьями и т.п., - он также будет ощущать фрустрацию. Но уже из-за отсутствия контроля над своей жизнью. А потребность в этом «встроена в нас».
Чтобы работать с этой причиной, нужно обратить внимание, есть ли у ребёнка свободное время, которое он может посвятить своим желаниям, как много он может выбирать что-то для себя, есть ли у него право влиять хоть на что-то в рамках своей жизни (в соответствии с возрастом).
Как правило, в порче вещей участвует не одна причина. Поэтому рекомендую присмотреться ко всем, изучить их в контексте именно вашей ситуации, состояния вашего сына. Попробовать сделать шаги в сторону коррекции каждой и внимательно следить, что из ваших действий «сработает».
Что точно важно – это не ругать бурно, обесценивающе, с отвержением. Постарайтесь устанавливать границы настойчиво, но мягко, с пониманием, что дети не всегда способны себя отрегулировать. Часто в том числе в школьном возрасте функцию регуляцию берут на себя взрослые, и это укладывается в норму развития.
Я желаю вам удачи. Всего доброго!
Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»