Вопрос специалисту

Сын сторонится сверстников

Сын сторонится сверстников

Что делать, если ребёнок среди сверстников не свой, его не считают своим, или же он сам их сторониться думая, что они его сторонятся? В классе даже на мероприятиях на фотках всегда один без одноклассников, даже во дворе сам по себе, не играет с ребятишками. Отдала для храбрости в Таэквондо, полгода ходил, бросил, отдала в борьбу, тоже год ровно ходил и перестал, на соревнованиях где-то с краюшку всегда, никогда не выигрывал, в общем, не захотел, в общем нашёл себя в роботехнике, но и там когда иду забирать, всегда как загнанный ягненок сидит, все мальчики что-то делают, о чем-то спорят, бурно обсуждают, а наш, увидев меня, только радуется, но и этого стесняется по сторонам оглядывается, может кто заметил... пожалуйста, помогите.

Zhuldyz

Добрый день! 


У меня остались вопросы: почему вы решили, что ваш ребенок думает, что его сторонятся? Он вам это сказал? Как вы отреагировали? Какие у него были аргументы? В теме коммуникации со сверстниками важно учитывать, прежде всего, структуру личности ребенка. Ваш ребенок испытывает трудности от того, что у него нет контактов? Если нет, то не нужно ему помогать, это его норма. 

Ребенок не должен соответствовать вашим ожиданиям, разрешите ему быть другим. Рассмотрим другую версию. Если в глазах ребенка есть проблема, то важно не влиять на ситуацию до тех пор, пока вас об этом не попросят. Именно в этом возрасте у ребенка есть поле для проб и ошибок, он учится, пробует, выбирает действенную стратегию. 

Если вы будете проживать жизнь за него, то у него не появится соответствующего социального навыка. Кстати, подумайте о вторичной выгоде такого поведения. Какие «бонусы» может дать обособленность? Может быть меньше внимания или возможность играть в игрушки одному. Или это помогает занять позицию жертвы или избегать конфликтов. Что делает поведение вашего сына выгодным? Помогите получить этот результат другим способом, и он научится общаться с детьми. 

Если же ребенок просит вас о помощи, то, конечно, помогите. Но не делайте грубых, активных движений, а только направляйте. Предлагайте, давайте варианты, просите выбирать и принимать решения – учите быть самостоятельным. 

Итак, вы можете записать сына на курсы, которые обучают строить коммуникации. Можете отвести к психологу, который научит это делать в «лабораторных» условиях, а значит безопасно. Или вы можете знакомить мальчика со структурой общения, постепенно выводя его на контакт с детьми и взрослыми, обучая навыкам установления контактов. 

Например, для начала определите, на каком этапе общения есть проблема: ребенок не может выбрать собеседника, не умеет поддержать разговор или может быть, не знает, как напомнить о себе? Покажите то, как «проблемный» этап коммуникации проходите вы. Подумайте вместе, как еще можно это сделать, найдите примеры в книгах, сказках, кино и мультиках. 

Отработайте это в игре, сначала на игрушках, родных и близких, потом в безопасной обстановке для мальчика с одним человеком. Потом усложняйте задачу до самого сложно: новое место и много людей. Обращаю ваше внимание, что переходить на новый, более сложный уровень можно только если предыдущий этап уже пройдет. Действуйте максимально осторожно и аккуратно. И так, постепенно вы научите ребенка общаться.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»