Возраст ребёнка: 9
Сын сторонится сверстников
Что делать, если ребёнок среди сверстников не свой, его не считают своим, или же он сам их сторониться думая, что они его сторонятся? В классе даже на мероприятиях на фотках всегда один без одноклассников, даже во дворе сам по себе, не играет с ребятишками.
Отдала для храбрости в Таэквондо, полгода ходил, бросил, отдала в борьбу, тоже год ровно ходил и перестал, на соревнованиях где-то с краюшку всегда, никогда не выигрывал, в общем, не захотел, в общем нашёл себя в роботехнике, но и там когда иду забирать, всегда как загнанный ягненок сидит, все мальчики что-то делают, о чем-то спорят, бурно обсуждают, а наш, увидев меня, только радуется, но и этого стесняется по сторонам оглядывается, может кто заметил... пожалуйста, помогите.
Zhuldyz
Добрый день!
У меня остались вопросы: почему вы решили, что ваш ребенок думает, что его сторонятся? Он вам это сказал? Как вы отреагировали? Какие у него были аргументы? В теме коммуникации со сверстниками важно учитывать, прежде всего, структуру личности ребенка. Ваш ребенок испытывает трудности от того, что у него нет контактов? Если нет, то не нужно ему помогать, это его норма.
Ребенок не должен соответствовать вашим ожиданиям, разрешите ему быть другим. Рассмотрим другую версию. Если в глазах ребенка есть проблема, то важно не влиять на ситуацию до тех пор, пока вас об этом не попросят. Именно в этом возрасте у ребенка есть поле для проб и ошибок, он учится, пробует, выбирает действенную стратегию.
Если вы будете проживать жизнь за него, то у него не появится соответствующего социального навыка. Кстати, подумайте о вторичной выгоде такого поведения. Какие «бонусы» может дать обособленность? Может быть меньше внимания или возможность играть в игрушки одному. Или это помогает занять позицию жертвы или избегать конфликтов. Что делает поведение вашего сына выгодным? Помогите получить этот результат другим способом, и он научится общаться с детьми.
Если же ребенок просит вас о помощи, то, конечно, помогите. Но не делайте грубых, активных движений, а только направляйте. Предлагайте, давайте варианты, просите выбирать и принимать решения – учите быть самостоятельным.
Итак, вы можете записать сына на курсы, которые обучают строить коммуникации. Можете отвести к психологу, который научит это делать в «лабораторных» условиях, а значит безопасно. Или вы можете знакомить мальчика со структурой общения, постепенно выводя его на контакт с детьми и взрослыми, обучая навыкам установления контактов.
Например, для начала определите, на каком этапе общения есть проблема: ребенок не может выбрать собеседника, не умеет поддержать разговор или может быть, не знает, как напомнить о себе? Покажите то, как «проблемный» этап коммуникации проходите вы. Подумайте вместе, как еще можно это сделать, найдите примеры в книгах, сказках, кино и мультиках.
Отработайте это в игре, сначала на игрушках, родных и близких, потом в безопасной обстановке для мальчика с одним человеком. Потом усложняйте задачу до самого сложно: новое место и много людей. Обращаю ваше внимание, что переходить на новый, более сложный уровень можно только если предыдущий этап уже пройдет. Действуйте максимально осторожно и аккуратно. И так, постепенно вы научите ребенка общаться.
Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»