Вопрос специалисту

Сын в первом классе стал истеричен и неуверен в себе

Сын в первом классе стал истеричен и неуверен в себе

Здравствуйте.
Со второго полугодия 1 класса у сына появилась истеричность и неуверенность в своих силах. Причем это проявляется только дома. В школе хорошо успевает, учительница довольна, но дома истерика: не могу, не понимаю, не получится. Первый класс закончили хорошо. Теперь тоже самое во втором! Только теперь он еще и оговаривается (наверное, сказалось общение на продленке). Грубит, хамит, пытаюсь помочь - затыкает уши, отворачивается, только отойду от него - опять канючит "Вы мне помочь не хотите, вы меня не любите и прочие "приятные" вещи..." Каждый день при выполнении уроков у нас война. Сын ничего не хочет делать, я заставляю, сначала спокойно, затем ору, потом орет он и начинаются слезы. Эта какая-то пытка для нас двоих. Я понимаю, что не права, когда ору, но не могу сдержаться... Даже если начинаю спокойно объяснять, сын начинает плакать и говорит, что не понимает и не сможет ничего сделать. Хотя учится по прежнему хорошо. Хочет все делать "с лёту". Не хочет прочитать лишний раз задачу, подумать.
В школе иногда учитель наблюдает у сына тремор рук (если просит, например, заправить рубашку. А если он делает это сам без напоминания тремора нет.) Наверное это от волнения. Дома тремора нет. Обращалась к нервопатологу - сказала все нормально.
Помогите! Поведение ребенка напоминает поведение подростка, но ему ведь только 7 лет (скоро 8).
Помогите пожалуйста.

Валерия

Здравствуйте!
Вы совершенно верно определили внутреннее состояние Вашего ребенка, единственное, что можно откорректировать так это не сам по себе факт «подросткового периода», но этап кризиса, основанного на психо-эмоциональной реакции к социальному становлению. Поведение мальчика ко второму полугодию объясняется тем, что вначале был сбор информации и минимальное выдвижение требований к ученикам со стороны учителя: не ставили оценки, лояльно относились к неудачам, старались минимизировать соревновательный момент в обучении и т.д. Со второго полугодия начался полноценный адаптационный период, включающий в себя усвоения правил поведения, стремление удержать внимание произвольно, осознанно и пр. Все это требует максимальных эмоциональных затрат, т.к программа рассчитана на общую категорию учащихся, но состоит она из личностей, наделенных индивидуальными особенностями. Отсюда неоднозначное восприятие школьного периода. Ко второму классу казалось бы правила усвоены, но алгоритм преодоления проблем остался прежним. Выбирая инфантильную форму общения с Вами (проще расплакаться и покричать, чем самостоятельно выполнить задание), мальчик идет по пути наименьшего сопротивления. От Вас требуется терпение и умение показать ему преимущества самостоятельных действий. Например, «если сделаешь самостоятельно и правильно урок – сможешь сам определить время ухода ко сну в выходной день». Попробуйте показать ему важность «взрослых» поступков и что во всех жизненных сферах это имеет право на существование. Ещё одним важным компонентом является правильное распределение энергии школьника младших классов. Если в школе мальчик сдержан, дома будет срабатывать эффект «отпущенной пружины». Нужно научить его правильно снимать напряжение во время учебного процесса, иначе тремор рук будет усугубляться и может перейти в стадию навязчивых движений. Для эмоциональной разрядки подойдут простые игровые упражнения, которые можно подчерпнуть на специальных сайтах или пообщавшись со школьным психологом, который, кстати, тоже может быть задействован в решении вашей проблемы.

Анна Зубкова, специалист