Вопрос специалисту

Сын ведет себя, как хочет

Сын ведет себя, как хочет

Сын живёт по своим законам: если хочу, то буду учиться, помогать и слушаться. Если же желания нет — разворачивается и уходит. Что делать?

Наталья

Здравствуйте, Наталья.

Момент действительно очень непростой. Всем хочется быть счастливыми и делать только то, что хочется, только то, что приносит удовольствие. Поэтому поведение ребенка вызывает вопросы и, возможно, раздражение и зависть.

С другой стороны, мы живем в обществе, где есть нормы и правила, обязательства. Выход один: объяснять, в чем значимость того или иного дела, о котором вы просите, почему вы это просите, почему это важно. Обращать внимание ребенка на то, как приятно получать удовольствие от своего труда.

Вам необходимо выстроить личные границы с ребенком. Для начала — пересмотреть свое поведение. Вы должны быть последовательны. Правила, которые вы озвучиваете, должны строго выполняться, и прежде всего, вами. Важно, чтобы ребенок понимал, что ваше слово – закон. А для этого нужно следить за своими высказываниями и притворять их в жизнь, если того требует ситуация. Например, если вы обещали наказать за конкретный проступок, то это нужно сделать, даже если это потеряло свою актуальность. Или наоборот, если вы обещали провести вечер наедине с ребенком, то это нужно сделать. Как бы не было лень.

Правило по обязанностям тоже должны быть озвучены и четко сконструированы. Например, «не обижать кошку» – установка очень сложная. Во-первых, есть вопросы к тому, что значит «обижать». Во-вторых, инструкция заключается в том, что делать «нельзя», но непонятно то, что делать можно. Поэтому все правила должны быть четко оговорены, с расписанными санкциями за невыполнение. Это можно сделать письменно, так будет легче соблюдать обязательства. Нельзя требовать от ребенка того, чего не делаете вы сами. Например, если вы не занимаетесь спортом, нельзя наказать ребенка за то, что он не делает утреннюю гимнастику.

Создавайте положительные эмоции вокруг обязанностей. Например, если ребенку поручено поливать дома цветы, то обращайте его внимание на то, когда они цветут, разрешите ему разрисовать красками горшки или посадить новое растение. И обязательно нужно следить за своими поручениями, они должны иметь конкретную цель.

Не стоит нарушать личные границы ребенка: он всегда имеет право отказать вам. Поэтому важно строить диалог, а не требовать, властвовать и безапелляционно выдвигать условия. Нужно обсуждать, договариваться, стимулировать ребенка на формирование собственного мнения, на принятие собственных решений. Например, вы договорились с ребенком, что он будет убирать игрушки за собой. Для начала важно, чтобы вы об этом именно договорились. Не выдвинули требования ребенку – «Ты будешь убирать игрушки и точка». А обсудили это, и ребенок дал добро на выполнение этой функции. Только в этом случае вы имеете право выдвигать санкции, и они будут целесообразны.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»