Вопрос специалисту

Сын ворует дома вещи и деньги

Сын ворует дома вещи и деньги

Моему сыну 5 лет 9 мес, очень активный ребёнок с рождения, требующий очень много моего внимания, в сад ходили с 2 лет, там все хорошо, воспитатели всегда хвалили, мол, хороший, послушный мальчик. Но дома он начал нам врать и брать чужое. Начиналось все с маленьких незначительных ситуаций, а сейчас дошло до того, что он ворует вещи, деньги дома, прячет и доказывает нам, что это не он взял, когда в последующие дни мы находим эти вещи у него. 


Каждый день разговариваем, что так нельзя, пожалуйста, будь хорошим мальчиком, он соглашается, а потом идет и делает то же самое. Пытались по-плохому ругать - не помогло. 

Честно, я в отчаянии. У меня есть еще 2 детей, старшему сыну 9 лет, вот среднему 5 и младшему 9 мес. Эмоционально я разбита, и очень прошу помощи, как наладить общение с ребенком, как объяснить, чтобы он услышал, что так нельзя делать??

Здравствуйте!

У детского воровства могут быть разные причины. И эти причины, как правило, лежат гораздо глубже, чем сознательное решение взять чужое. Поэтому просто разговоры, просто поругать (даже «по-плохому»), правда, не всегда помогают. Ребёнок слышит, что нельзя, но внутренняя необходимость подталкивает его продолжать свои действия. Пока мы не посмотрим на корни того, почему ребёнок берёт что-то без спроса, ситуацию сложно изменить.

Что может толкать ребёнка воровать:

1. Потребность во внимании.

Например, если начало поведения ребёнка плюс-минус совпало с появлением младшего ребёнка. Обратить на себя внимание плохим поведением – это классическая стратегия многих детей. Потому что, когда ребёнок «хороший», когда он слушается, не создаёт проблем, на него словно и не нужно много наших ресурсов. А вот если ребёнок нарушает правила поведения, мы следим за ним, много говорим, включаемся в его жизнь… И так даём то самое внимание, которое так хочется получить.

Выход здесь не в том, чтобы вообще ни на что не отзываться в поведении ребёнка, а в том, чтобы обращать внимание в любой момент, и когда ребёнок соблюдает правила поведения, и когда не соблюдает их. Тогда необходимость нарушать правила отпадёт.

2. Потребность в самоутверждении.

Иногда, если у ребёнка мало личной свободы, он может отвоёвывать её вот такими странными на первый взгляд путями.

Конечно, в 5 лет мы ещё не пускаем ребёнка одного гулять по улицам города, разговаривать с незнакомцами и заботиться о пропитании. Но возможность выбирать, что съесть, что надеть, куда пойти, чем развлечься – важна. Это даёт ребёнку ощущение, что постепенно, шаг за шагом, взрослея, он становится хозяином своей жизни.

Особенно этот процесс заметен в кризис трёх лет.

Если же в жизни ребёнка мало свободы, в том числе нормальной для него, то воровство или любые другие формы нарушения поведения могут быть молчаливым протестом. Попыткой хоть так отвоевать возможность делать для себя то, что хочется.

Помните, пожалуйста, что хотеть свободы и выборов – очень нормально, так должно быть. Это знание даёт возможность выстраивать новые отношения с ребёнком.

3. Накопленная злость.

Часто, если в семье у ребёнка нет возможности проявлять свои эмоции, особенно злость на родителей, они находят выход через неприемлемые формы поведения. И тогда, правда, ребёнок может хотеть сделать плохо взрослому, как будто назло. Но это не назло в чистом виде, это просто желание компенсировать боль, которая осталась после какой-то ситуации.

Здесь помогает и время вместе, и включение в жизнь мальчика, и совместные занятия: рисунок, лепка, танец, разговоры по душам. Чтобы ребёнок мог рядом с вами проявлять себя и постепенно раскрываться.

4. Сложности с самоконтролем.

В 5-6 лет мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, только начинают формироваться. Ребёнок уже может в чём-то с собой справиться, а в чём-то никак не в силах противостоять соблазнам.

Если одна из причин воровства – пока не развитые регуляторные процессы, их можно тренировать с помощью любых игр, где нужно останавливать себя.

Это причины, которые в первую очередь мы рассматриваем, сталкиваясь с ребёнком, который ворует. Как видите, в них нет ни одной, которая бы говорила, что ребёнок плохой, вырастет маргиналом, что родители плохие и т.д. И это важно помнить.

Когда вы ругаете за что-то ребёнка, важно ругать за поведение, но продолжать любить. Вы любите сына, но можете быть недовольны его действиями. Есть ваш сын, абсолютно хороший и любимый всегда. Его поступки могут быть плохими, но не сам он.

Такой подход совместно с готовностью искренне выслушать сына может пролить свет на истинные причины.

Например, можно спросить у самого ребёнка: «Меня очень расстраивает, что ты воруешь. Расскажи, зачем ты берёшь чужое? Я хочу тебя понять. Давай вместе подумаем, что поможет тебе больше этого не делать. Что ты собирался сделать с деньгами? А вот с этой вещью? А с этой?»

Если у вас получится говорить доброжелательно и правда услышать ребёнка, если он поверит вам и сможет довериться, такой диалог может многое раскрыть в том, что кроется за его поведением.

Главное здесь – помнить, что у мальчика есть причины, которые толкают его воровать. Не он плохой, а поступок. Посмотрите на то, что его тревожит, чего хочется, чтобы найти более приемлемый способ реализации потребности.

А если ваши попытки не увенчаются успехом и со временем привычка воровать не уйдёт, имеет смысл обратиться к психологу на очную консультацию.

На нашем Портале вы можете найти контакты бесплатных психологических служб в разных городах: Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Всего вам доброго!

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»