Вопрос специалисту

Сын стал часто ностальгировать

Сын стал часто ностальгировать

Здравствуйте. Ребенок 11,5 лет. Заметила, что часто стал ностальгировать. Причем если раньше это была ностальгия по детству (например, а вот как в садике было хорошо, или помнишь, как мы в садик ходили), и это было относительно редко, то сейчас такие ностальгические рассказы участились, и в разряд ностальгии перешло даже то, что особого восторга раньше не вызывало (например, спортивные соревнования, которых сейчас нет по понятным условиям).


Очень часто рассказывает одно и то же. Например, как он на уроке физкультуры кого-то ловко обвел мячом. Т.е. ситуация, в которой он был молодец. Считаю, что частично сказывается то, что последнее время много времени проводит дома и всякие кружки-секции не посещает, общение с друзьями тоже резко уменьшилось. 

Хотела предложить ему вести дневник и записывать, что с ним случилось хорошего (потому что может сказать: "я знаю, что у меня что-то было хорошее, но не помню что". Ну начинаем вспоминать вместе про какие-то подарки или поездки), но боюсь, что это все выльется в рефлексию и самокопание. Какие-то дальние поездки или выходы (на мероприятия или в театр) сейчас ограничены, поэтому пока строим планы. Пытаюсь его заинтересовать какими-то интересными событиями в будущем. 

Но такая ностальгия меня пугает слегка. Ещё привязан к вещам, может не давать выбрасывать какие-нибудь ботинки, потому что "ну я же в них в первый класс ходил". Я так понимаю, что это такое прощание с детством, с одной стороны, он и рад, что он стал выше, старше. С другой, такие вот всплески, иногда (редко) аж до слез может дойти (правда несильно, так слезы навернуться на глаза ). 

Как себя вести? Одергивать его неправильно (в смысле не говорить, что прошлого не вернуть), но и развивать эту тему, поддерживать эти "страдания" и позволять "закапываться" в прошлое тоже, считаю, неправильно.

Здравствуйте. Вариантов того, что происходит может быть несколько. Поэтому я настоятельно рекомендую обратиться к специалисту очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем портале. Также, прошу вас проконсультироваться с детским неврологом и или психиатром. Врач поможет исключить физиологические основания (гормональные нарушения, например) для такого хода мысли. В противном случае, возможно, нужна будет медикаментозная терапия. Однако хочу сразу оговориться, даже если ребенку потребуется лекарственная коррекция, важно заниматься параллельно с психологом. Дело в том, что химические процессы препараты восстанавливают, а иначе реагировать не учат. 


Идея с дневником отличная. Только я ее предлагаю немного трансформировать. Попросите не просто записывать хорошее, а установите время, когда он это будет делать. И важно фиксировать внимание не на прошлом, а на настоящем. Например, пусть он каждый день в 19.00 садится и пишет 5 продолжений фразы: "Сегодня я радовался...". Это можно оформить в виде благодарности каждому дню, можно просто вести дневник. Это поможет держать внимание ребенка в настоящем моменте и акцентировать внимание на том, что каждый день наполнен радостью. Ваша задача не переключить на будущее, а вернуть в настоящее. 

Еще можно поиграть в мяч. Купите 2 резиновых маленьких мячика, чтобы их удобно было держать в руках. И пусть ребенок их бросает в стену, подкидывает, ловит и катит. Акцентируйте его внимание на чувствах, эмоциях и ощущениях, когда он это делает. Как ему их отпускать? Нравится ли ловить? Что он ощущает, когда кидает правой рукой, а что левой? По мере беседы с вами он может пробовать что-то новое, учиться отпускать так, чтобы не было неприятных ощущений. Эти навыки перейдут в жизнь. Главное-поддержка и регулярность.

Одергивать ребёнка действительно не стоит, а вот помочь отпустить можно. Спросите, что он чувствует, что хочется сделать. Помогите это реализовать в рамках возможного. Возможно, пережитая грусть поможет ему отпустить старое. И да, важно найти альтернативу в настоящем. Было это, а стало так. Да, раньше вот так, а теперь иначе. Признавая это и показывая разнообразие, вы формирует опоры у сына. Они помогут ему переходить в настоящий момент. Можете придумать вместе сказку о том, как человек жил всегда в настоящем. Или обсудить "Сказку о потерянным времени". А еще, можно поискать подобные сюжеты из сказкотерапии. Это тоже оказывает коррекционный эффект.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»