Вопрос специалисту

Сын застрял в возрасте 6 лет

Сын застрял в возрасте 6 лет

Сыну 8 лет . Он некрупный, даже мелкий мальчик. Младшему 4,5 года, и часто приходится играть с младшим. Из-за этого старший застрял в возрасте 6 лет. Переживаю что отстаёт от ровесников. Не уверен в себе. Боюсь испортить жизнь в будущем, не привив уверенность в себе из-за ряда комплексом (мелкий, худенький) и отсутствии собственного мнения.

Еще заметила, что сын перестал смеяться. Ходим на комедии, он даже не улыбнется. Помогите воспитать счастливого ребенка.

Здравствуйте. Обратите внимание, что первое с чего вы начали свое письмо - это определение внешних параметров своего ребёнка. Причем не просто назвали характеристики, а оценили его, как "мелкого". Этим я хочу сказать, что самооценка ребенка - это ни что иное как зеркало восприятия его родителями. Обратите внимание, что в самом слове "самооценка" кроется слово "оценка". То есть это то, как я сам себя оцениваю. Но повторюсь, закладывается это в семье. Поэтому, первое, с чего важно начать работу - это научиться самой видеть в своём ребенке силу и индивидуальность. Что он умеет делать хорошо? Вы пишите, что он "застрял в возрасте 6 лет". Напишите себе на бумаге, что это в действии/по факту/без оценок. Например, это открытость новому опыту, интерес к подвижным играм и т.д. Станет видимым то, что делает ваш ребёнок, когда это никто не оценивает. 


Если вы говорите о задержке психического, физического и/или интеллектуального развития, то это вопрос серьёзный и никак не связан с тем, во что и с кем играет ребенок. Это физиология, а лечением занимается психиатр. Если же вы говорите о том, что он отличается от сверстников в разрезе своих интересов, то это нормально. Мы все индивидуальны. Нельзя сравнивать людей друг с другом (у каждого своя история, генетика, семья и т.д.). Можно сравнивать только себя с собой же (например, по сравнению с прошлым годом, что изменилось в вашем ребенке?). 

Уверенность в себе не прививается. Это результат поддержки со стороны родителей: ребёнок чувствует опору, надёжный тыл сначала в родительской поддержке, а потом учится помогать сам себе. Но это речь про корень уверенности. Даже скорее про принятие себя. А что именно вкладываете в это понятие вы? Напишите чёткие, измеримые характеристики уверенности. Пусть это будут действия, которые характерны для уверенного в себе человека. Обратите внимание, что некоторые из пунктов скорее про тип темперамента (а это физиология, которую невозможно контролировать), что-то про навык, который можно развивать, что-то про ваши ожидания. 

Есть мнение, что самое большое горе - это когда тип темперамента родителя отличается от темперамента ребенка. Причина в том, что сложно понять отличного от нас. Так вот, я призываю вас увидеть своего ребёнка не плохим, слабым, отстающим и закомплексованным, а другим, не таким, как вы. Счастливым детей мы сделать не можем, можем только верить в них и давать возможности. А чтобы дать возможности вашему ребёнку, я прошу вас обратиться к психологу очно. Список бесплатных служб психологической помощи вы можете найти на нашем Портале: Центры психологической и социальной помощи семье.

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»