Вопрос специалисту

У бабушки не получается найти общий язык с внучкой

У бабушки не получается найти общий язык с внучкой

Я бабушка. У меня поздняя внучка. Мне уже 70. Никак не получается найти с ней общего языка. Люблю я ее очень, относиться стараюсь справедливо - за разумность и послушание подхваливаю, за озорство и непослушание изредка поругиваю (в пределах). Но она ко мне относится странно: оставаться со мной вообще не хочет. Если осталась - стоит появиться матери, то со мной можно уже не разговаривать, сказать мне: " Больше не приходи" и т.д. После всех наших игр, занятий, прогулок, кормления и т.д. Очень бывает обидно, даже часто плакать хочется. Сноха на меня смотрит квадратными глазами, думая, наверное, что я над ребенком издеваюсь. С ее матерью такого нет.

Наталья

Наталья, здравствуйте!

Самый первый путь, чтобы увлечь ребёнка – проводить совместное время так, чтобы девочке было интересно. Для этого надо слушать, что она хочет, знать её интересы, любимые игры. Обсуждать что-то из окружающего мира не в лекционном формате, а в виде диалога. Прислушиваться к желаниям ребёнка и её границам. Не делать больно, не заставлять есть/спать/куда-то идти. Очерчивать правила, объясняя каждое из них.

Попробуйте превращать каждый ваш совместный час в игру. Если ребёнку больше трёх, на первый план у неё выходит игровая деятельность. Она – буквально ключик к детскому сердцу.

С другой стороны, очень большой вклад вносят и ваши собственные переживания. Дети чутко ловят, как взрослые чувствуют себя рядом с ними. Если вам самой некомфортно, неинтересно, вы испытываете тревогу, стремитесь сделать что-то, что вам неприятно, - девочке это тоже не понравится. Поэтому досуг лучше выбирать так, чтобы и вам было хорошо, и ребёнок оставался заинтересованным и воодушевлённым.

Помните, что ваша функция – быть внучке бабушкой. Не другом и не учителем. А помогающим взрослым, внимательным, сильным. Обеспечивать заботу и давать свободу в самовыражении. Где-то делиться жизненными историями, где-то подбадривать и самой устраивать шалости.

Часто в этом возрасте дети, действительно, не очень интересуются старшим поколением. И это тоже нормально. Они могут купаться в вашей любви, наслаждаться теплом. Но идти в мир предпочитают самостоятельно.

3 года – это время, когда ребёнок начинает осознавать свою индивидуальность. В отечественной психологии этот период считается одним из кризисных моментов рождения личности. И тут очень важна ваша мудрость: понимать, что происходит с девочкой, позволять больше свободы, прислушиваться к потребностям, но сохранять важные правила для защиты (потому что ответственность за жизнь ребёнка всё же лежит на взрослых).

Ситуация постепенно наладится, когда ребёнок станет постарше, почувствует, что с вами может быть весело и интересно, что вы тёплая и любящая, и при этом стабильная и надёжная.

Постарайтесь не обижаться на такое поведение внучки, потому что все эти слова про «не приходи больше» произносятся пока что без ясного понимания, что они означают. Пробуйте переводить это в игру, не навязывать свои предложения, объятия и поцелуи.

Сейчас самый оптимальный вариант – продолжать любить и заботиться, слушать ребёнка, держать своё слово и обязательные правила, позволять чуть больше свободы, чем раньше. И помнить, отношения между взрослыми и детьми со временем меняются. И девочка обязательно увидит в вас оплот спокойствия, безопасности, помощи и особенного мира с его запахами, цветами и вкусами – того, что все мы носим как ценный дар из детства, проведённого рядом с бабушками и дедушками.

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»