Вопрос специалисту

У дочери эпилепсия. Это провоцирует проблемы с поведением и обучением. Что делать?

У дочери эпилепсия. Это провоцирует проблемы с поведением и обучением. Что делать?

Здравствуйте! Моей дочери 5 лет. В 4 года была диагностирована эпилепсия. Соответственно, ребенок вынужден постоянно принимать препараты. Последние полгода в детском саду творится ужас. Ребенок ни во что не ставит воспитателей, не занимается почти никакой деятельностью, интересно только делать аппликации и рисовать. При этом ребенок перестал интересоваться чем-то новым, потерял интерес к стихам (с 2,5 лет очень любила учить стишки), перестала стараться, неусидчивая, рисует на скорую руку, ничего нового не научилась рисовать. Имеется нарушение поведения. Выглядит это как внезапная смена настроения. Особенно часто это происходит в первой половине дня. Ребенок не спит на сон часе, становится очень активным. Дочка отказывается ходить на танцевальные занятия, не любит, когда много детей приходят в группу, балуется, убегает по коридорам, воспитателей вообще не слышит. Иногда проявляет агрессию на воспитателей. Дома мы беседуем, общаемся, пробовали по-хорошему и по-плохому, от простой беседы, до наказания в комнате вечер без телевизора, после того, как ударила воспитателей - стояла в углу. Дочка понимает, что сделала плохо, но говорит, что не смогла остановиться, что в голове в этот момент у нее зло. Я учу дочку избавляться от зла - подышать, посчитать до 10. Она говорит, что это ей не помогает. Что зло в голове остается, и она не может с ним справиться. В детском саду моего ребенка считают неадекватным и невоспитанным. У дочки энурез, полгода назад вскрылся факт унижения мл.воспитателем детей, страдающих этим недугом. А недавно дочка, со слов свидетеля-родительницы, встала посреди туалетной комнаты и пописала на пол, не снимая трусиков. Несколько раз она билась головой об пол. Толкает мебель, говорит воспитателям, что все умрут. Дома такого не было. Ребенок ходит в сад 2,5 года. И за последние полгода поведение дочки с каждым днем все хуже и хуже. С детьми в группе не дружит, играть ни с кем не хочет, танцевать не хочет, на утренниках нахмурится и выступает обиженная или вообще сидит и плачет. Дома ребенок писается только во время ночного сна, в садике и на дневном. Дома она балуется, активничает, но не бьется головой об пол и не проявляет агрессию к домашним (к папе, к сестре младшей, ко мне). В гостях, у бабушек - такого нет. Причем даже если она остается в гостях без меня и мужа. Пролежала в неврологии на обследовании на предмет малых приступов - отрицают. В больнице порекомендовали встать на учет к психиатру. Хотя у психиатра мы были в частной клинике, и он поставил диагноз "нарушение поведения" и выписал фенибут. Но и в садике, чтобы уговорить ее лечь спать, воспитатели несколько раз давали дочке конфету, после чего она стала еще хуже укладываться в садике. Детский психолог в саду работает только с подготовительной группой. А платно мы пока что не можем водить ребенка. Я не знаю, что творится с ребенком и не знаю, как быть с детским садиком, тк эпилептолог и психиатр настоятельно рекомендуют ходить в детский сад для лучшей социализации ребенка. Детский сад давит, воспитатели шантажируют увольнением, врачи упираются - водить, муж придерживается точки зрения врачей. Дочка очень любит воспитателей, но в один миг становится совсем другой... И с ней не могут там справиться. Подскажите, что нам делать? Нужен ли детский сад в такой ситуации? Сама дочка со слезами говорит, что хочет в детский сад, что не хочет даже в другую группу, не то чтобы вообще уйти из садика.

Диана

Здравствуйте, Диана!

К сожалению, большинство проблем и жизненных ситуаций имеют две стороны, поэтому однозначных рекомендаций я дать не могу. Желание девочки остаться в этом саду и в этой группе можно изменить, если найти к ней подход и рассказать о преимуществах другого сада или группы.

Понятно, почему Ваш муж придерживается мнения врачей, и специалисты правы, говоря о необходимости социализации ребенка. Однако я убеждена, что социализация должна проходить в комфортных для девочки условиях. Я бы рекомендовала мягкий переход в другой сад или в группу с меньшим количеством детей. Если есть такая возможность, стоит отдать ребенка в специализированный детский сад, в котором больше внимания будет уделяться формированию здоровой личности девочки, и где будет оказываться качественная психологическая поддержка. Можно также рассмотреть вариант частного детского сада, в котором группы меньше, а мотивация воспитателей выше.

На данный момент стоит подойти к решению проблемы комплексно. Поговорите с воспитателями, объясните, что ребенок страдает от заболевания, которое сказывается на его интеллектуальных способностях, эмоциональных и поведенческих реакциях. Возможно, сейчас сотрудники сада не учитывают этих особенностей.

Необходимо серьезно заняться формированием эмоционального интеллекта ребенка. К сожалению, данное заболевание влияет не только на физиологические аспекты (внимание, память и т.д.), но и на личностное становление ребенка, поэтому к решению проблемы необходимо подойти максимально корректно. Существует множество методик, с помощью которых можно научить ребенка распознавать и контролировать свои эмоции и эмоции других людей.

Эпилепсия связана с нарушением баланса процессами возбуждения и торможения, поэтому особое внимание стоит уделить именно этим психическим механизмам. Научите дочь распознавать агрессию, контейнировать ее или направлять в другое русло. Займитесь расслаблением ребенка с помощью массажа, водных процедур, дыхательных упражнений и т.д.

Понимаю, что финансовые возможности ограничены, но прошу Вас не недооценивать значимость занятий с психологом, ведь консультации специалиста помогут избежать многих возможных рисков. Существуют также центры, в которых дети с диагнозом эпилепсии и дети-инвалиды могут получить бесплатную помощь. Возможно также найти студента-психолога, который вызовет у Вас доверие. Ему будет важен опыт работы, а не стоимость его часовых занятий. Выход всегда есть.

Здоровья Вам и Вашим близким!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»