Вопрос специалисту

У дочки в школе проблемы с математикой - как ей помочь?

У дочки в школе проблемы с математикой - как ей помочь?

Здравствуйте. Меня зовут Инна. Моей доче 9 лет, закончили 3 класс. Программа - "Школа России". Проблема наша заключается в постоянных двойках по контрольным работам по математике. Сперва думали, что может она не понимает материал, не усваивает программу, что может у неё какой конфликт с учителем или его боязнь. Наняли репетитора, с ним она решает, но как контрольная - опять двойка. Переписывает их на 4 - 5. У доски решает - от 3 до 5 оценивают. Пришли к выводу с учителем, что у дочи как неумение или неуверенность в самостоятельной работе, в себе при её решении. Она уже просто их боится. Но.... По русскому языку то пишет изложения, сочинения на 4/4. 5/5. По другим предметам она "хорошистка". Чтение 5, читает более 90 слов, по английскому 4, окружающий мир 4-5, контрольные - на 4.В общем, третий класс закончили с натянутой единственной "3" по математике. Дома решает, ошибается конечно, но точно не на два. Разговор непосредственно с дочкой про то, что происходит на контрольной, ни к чему не приводит: говорит, что не волнуется, никто не мешает.. Подскажите пожалуйста, как помочь моему ребёнку? Школьная программа сейчас и так трудная, боюсь, она совсем замкнется с этой математикой, а 4 класс, там ВПР, они уже точно повлияют на перевод в 5-й класс. Я в разводе с мужем уже 2,5 года, может развод повлиял на дочу, но опять же, в целом она учится хорошо. Занимаемся танцами, ездим выступать, девочка общительная, не замкнутая, умная, есть моменты когда может обмануть, но это очень редко бывает, в целом - всегда со мной всем делится. Ещё у нас гемангиома на лице (надгубная и подгубная), при рождении была охвачена вся правая часть лица. Делали лазер, при рождении по шкале апгар (если правильно) поставили 7. По комиссии врачей - ребёнок здоров. Подскажите пожалуйста, как быть в нашей ситуации?

Инна

Здравствуйте, Инна.


Вы уже вполне достаточно помогаете своему ребенку: поддерживаете ее, помогаете справляться с трудностями - наняли репетитора, с которым дочь делает успехи в освоении математики. Не все предметы даются детям одинаково - и тут речь не только о способностях, а в том числе и о подходе педагога, от уверенности ребенка в своих силах. На контрольных дочь в самом деле может не чувствовать своего волнения - оно может выражаться в рассеянности, забывчивости, снижении концентрации внимания. Так что для того, чтобы улучшить ситуацию (а она и так улучшится, если продолжать планомерную успешную работу с репетитором: по мере того, как ребенок видит свои успехи, он получает положительное подкрепление своим действиям, его уверенность медленно, но верно растет и в один прекрасный момент станет выражаться не только в домашней, комфортной среде, но и в школьной) дочке нужно дать право испытывать ее чувства - страх, волнение, неуверенность. Как это ни парадоксально, только приняв свое право быть ранимыми, уязвимыми, появляется возможность регулировать свои эмоции, которые мешают достижению желаемого результата. Ключевая идея: не запрещать, не подавлять, не отрицать, а именно - регулировать. В частности, именно этим в том числе занимается ваша дочь, решая задачки с репетитором. Также ей будут полезны упражнения на развитие навыков осознанности, короткие медитации: они помогут сформировать навык быстро собираться, наблюдать свои чувства и мысли со стороны, но не быть подверженной им - как облака на небе. Дети обычно легко осваивают эту технику. Ознакомиться с ней можно тут: https://www.youtube.com/watch?v=jzjfSh8Tc3M 
 Как это работает: когда мы напряжены, нам сложно собраться, сосредоточиться. Обучение возможно только из точки покоя. Чрезмерный стресс делает его невозможным. Следовательно, надо себя в эту точку покоя поместить. У детей этого возраста хорошо работает воображение, и его можно и нужно использовать. Пусть перед контрольной ваша дочь (с закрытыми глазами или с открытыми: практикуя медитацию, можно научиться быстро достигать нужного состояния без закрытых глаз) представит себя на занятии с репетитором - просто увидит себя там, решающей те же самые контрольные задачи. Это поможет ей подключиться к ее ресурсному состоянию. Также можно обсудить и найти несколько, 3-5 "мест силы" - ситуаций, в которых дочка чувствовала себя сильной, знающей, могущественной - точнее, такой, какой ей хочется почаще себя чувствовать. Постарайтесь вспомнить и лучше - записать как можно больше таких эпизодов. Это создаст опоры. 

В сухом остатке: чем больше опор будет создано в жизни и в представлении вашей дочки о себе, тем более смелой и собранной она будет в кризисных, стресогенных ситуациях, тем выше будет ее эмоциональная устойчивость.

Лучше всего тренировать навыки эмоциональной устойчивости с психологом - ближайший психологический центр вы найдете у нас на сайте. Также хорошо проконсультироваться с невропатологом: она может назначить поддерживающую терапию, витамины и антиоксиданты, для укрепления нервной системы и поддержки растущего организма.

И последнее: постарайтесь поменьше волноваться за учебу дочери, учитесь вместе с ней регулировать свои эмоции. Дети чувствительны к нашему состоянию. Видя вашу озабоченность успеваемостью, дочь может испытывать мешающие успешной работе эмоции. Найдите свою "золотую середину": умеренно легкое, лишенное драматичности, но в то же время рабочее отношение к учебе. Математика - так переведите проблемы в разряд задач, и решайте их вместе!

Маргарита Лопухина,
Психолог Портала «Я – родитель»