Ребенку 1 год и четыре месяца. Я подозреваю у него аутизм. Была у двух платных неврологов, они говорят здоровый ребенок. Почему так считаю я: во-первых, он перестал слушаться, перестал выполнять простые задания, как принеси игрушку, Дима, дай мячик, раньше он все это делал. Устраивает истерики если вдруг, что-то не по-его. Не хочет сам кушать ложкой, кушает только если его отвлекать книжками и другими предметами. Любит играть с веревочками, тряпочками. Говорит мало слов: мама, папа, баба, дай, на, кака. Раньше озвучивал животных, сейчас не хочет, указательный жест есть, появился в годик. Еще прячет все игрушки и предметы себе за спину, когда сидит на стульчике или на диване. Любит играть с веревочками всякими, баночками. Если включаешь мультик, то смотрит его не отрываясь и требует включать один и тот же. Если включаешь другой плачет. Подскажите, что делать?
Галина, здравствуйте.
Судя по тому, что вы описываете, я соглашусь с неврологами. Действительно, не вижу признаков патологии.
Для того, чтобы вам было проще оценивать ситуацию, я рекомендую читать и узнавать не признаки болезней и проблем в развитии, а норму.
В любом случае важно понимать откуда у вас такая тревога и почему не верите врачам. Возможно, это способ снизить градус накопившейся злости на ребенка. Так бывает, когда мама запрещает себе злиться и потом водит ребенка по врачам (ситуация стресса), заставляет сдавать анализы (боль) и т.д. Это помогает бессознательно «наказать» ребенка за свои страдания. Поищите, что руководит вами. Какое чувство стоит за этими поисками патологии? Страх? Злость? Бессилие?
И обосную свою точку зрения о развитии ребенка. Примерно в год у ребенка появляется возможность отдаляться от мамы. У него появляется вдруг понимание, что мама – это не его продолжение, а отдельный человек, как и он сам. Отсюда рождается интерес к своим потребностям. Ребенок вдруг понимает, что он чего-то хочет и это может не совпадать с мнением мамы. Здесь рождается отрицание, негативизм и прочее.
Ребенок может отказываться от прежних навыков в пользу новых (ходит – не равно разучился ползать) или просто учится отстаивать свое мнение. То есть возможно он и хочет есть, но где-то же ему надо учиться говорить «нет», вот он и говорит. Задача мамы – уважать это и искать новые ходы. Не стоит кормить отвлекая – это нарушает пищевой интерес и блокирует рецепторы (ребенок ест не потому что голоден, например, а потому-то «пропустил» ложку). Предложите новую форму того же блюда или способ подачи. Кладите в свою тарелку и с аппетитом ешьте или просто оставьте на столе, возьмет сам, когда захочет. Дети очень интуитивно питаются, все будет хорошо.
Игрушки. Сама по себе игра – это не что-то бесполезное и бестолковое. Это форма передачи знаний от поколения к поколению. Игрушки – это результат социализации. А природой заложено то, что ребенок будет просто рядом с родителями, смотреть и повторять за ними. И тогда какие могут быть игрушки? Те предметы, которыми пользуются в семье. И это очень естественно и вполне нормально.
Речь вполне нормальная. Сейчас психические процессы замедляются. Нормы смещаются вперед. Если раньше в 3 года ставили задержку речевого развития, если ребенок не говорил, то сейчас это норма.
Мультики. Психика ребенка еще крайне возбудима. Успокаиваться и тормозить ребенок сам еще не умеет. А мультики – это очень возбуждающая вещь. Частота смены картинок не дает ребенку оторваться. Это ваша задача – контролировать время просмотров, расстояние между экраном и глазами и прочее. А смотреть один и тот же мультик – это как заниматься любимым делом. Это тоже вполне естественно.