Вопрос специалисту

У моей дочери проблемы в общении с детьми

У моей дочери проблемы в общении с детьми

Здравствуйте! У моей дочери проблемы в общении с детьми. Она активная, успешная в учебе и спорте, имеет свою точку зрения и готова отстаивать, но при общении стоит в сторонке и хочет уйти. Приведу примеры: пришли на линейку, весь класс обнимает учительницу, ребята радуются друг другу, мой ребенок стоит в стороне грустный, необходимо построиться по два человека, чтобы куда-то отправиться группой, все быстро стремятся, берут себе пару, мой ребенок стоит, смотрит на всех и в итоге остается одна, либо идет с тем человеком, с которым, например, почти никто не общается, в лагере все веселые, радуются, играют в игры, фотографируются счастливые, на концертах аплодируют, подпевают песни, мой ребенок стоит или сидит грустный, во дворе друзей нет и вообще в принципе у нее друзей хороших нет, есть с кем она может поиграть, погулять и забыть. Но в жизни она довольно активная, на уроках активная, знакомиться любит с детьми, но при этом очень стесняется. Два года назад она стала заикаться, возможно, это и вызвало у нее такие сложности. Не знаю, как ей помочь, мы с ней разговариваем постоянно, советуем, объясняем, но это никак не откладывается в ней. Сейчас она в лагере Артек, думали, это будет для нее праздник, а она такая грустная и домой хочет спустя 10 дней. Что можете посоветовать? Уже реветь хочется от незнания и непонимания, что с ней происходит. Мы переживаем.

Марина

Здравствуйте, Марина!

К сожалению, из вашего письма не вполне ясно, действительно ли ваша дочь испытывает трудности или только вы воспринимаете ее способы общения как проблемные. Вполне возможно, девочка осознанно выбрала интровертивный способ поведения как наиболее комфортный.

Когда дело касается характеристик личности и типа темперамента, нет понятия "норма", поэтому нельзя сказать, что ваш ребенок страдает, если его поведение не соответствует неким средним показателям. Если в вашей семье принято много общаться, заводить новые знакомства, эмоционально выстраивать диалоги, приглашать друзей в дом, это не говорит о том, что ваш ребенок тоже к этому склонен.

Если дочь жалуется на проблемы в общении с другими детьми, оценивает свое состояние как подавленное и просит помощи, только тогда мы вправе менять ситуацию. Как? Во-первых, показать на собственном примере, как выстраивать отношения с людьми, причем это не должно иметь форму урока - вы должны строить собственную жизнь по таким моделям, которые вам хотелось бы привить дочери. Также существует масса тренингов по коммуникативным навыкам для детей, в ходе которых ваша дочь могла бы научиться различным стратегиям поведения во время знакомства и избавиться от психологических комплексов, мешающих выстраивать общение.

Что касается "Артека", в вашем письме не описано то, что ваша дочь сама жаловалась на отсутствие контактов в лагере, возможно, ее настроение имеет другие причины. Дело может быть даже в новом распорядке дня или смене климата. Необходимо разговаривать с ребенком и выяснить, как она оценивает ситуацию, не навязывая при этом своего мнения. Вполне возможно, девочка не нуждается в многочисленных контактах, ей было бы достаточно единственного друга, общение с которым приносило бы ей радость. В таком случае подавленность девочки может быть вызвана тем, что она не может найти такого человека. Стоит погрузить девочку в среду, где у нее будет больше шансов найти единомышленников, например, кружок по интересам, спортивная секция и т.д. Кроме того, уделите внимание расширению коммуникативного арсенала дочери: научите ее разным способам знакомства (от того, чтобы сделать комплимент незнакомому человеку, до техники "small talk", то есть умения завязать короткий разговор, например, о погоде, школе, прическах и т. д).

Если вы чувствуете, что девочке трудно выразить свои мысли, что она плохо понимает, чем вызвана ее тоска, советую обратиться за очной консультацией к психологу, который поможет выяснить причины ее сниженного эмоционального фона и научит выходить из подобных состояний. Кстати, заикание зачастую имеет более глубокие причины, нежели проблемы с дыханием и артикуляцией. Скорее всего приобретенное заикание свидетельствует о том, что психика ребенка находится в напряжении, следовательно, стоит уделить больше внимания расслаблению. Режим дня ребенка должен быть правильно организован, рацион должен быть богат всеми необходимыми витаминами и микроэлементами, можно также использовать массаж, водные процедуры и т. д., в зависимости от потребностей и предпочтений вашей дочери.

Всего доброго!

Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»