Вопрос специалисту

У приемной дочери задержка психического развития

У приемной дочери задержка психического развития

Здравствуйте, я воспитываю приемную дочь, ей 8 лет. Дома она два года, с 6 лет. У неё ДЦП и ЗПР. Славилась трудным поведением на весь ДД ) В самом начале насущной проблемой были ночные кошмары (не спали ночами совсем), вспышки гнева на любые правила и замечания, истерики, жуткий страх оставаться без меня где бы то ни было. В душ удавалось сходить только на 5 мин и пока она спит. В магазин, банк и прочим делам - везде с собой, иначе истерики и жуткие крики. Сейчас эти проблемы сгладились или ушли совсем. Без меня остается спокойно в садике (в садик ходит примерно год), либо с няней. Кошмары ночные прошли. Сейчас на первый план вышли хроническое непослушание, а так же более тревожащие меня симптомы - отсутствие чувства вины, способности сопереживать. Она часто плачет, но только от злости, досады, обиды. У неё не вызывают сочувствия ни живые существа, ни люди, ни книжные герои. Она не реагирует на сцены смерти героев (как например в мультике "король лев" или "Бэмби"). Когда год назад умерла наша собака, она тоже никак не проявляла к этому сочувствия (и к моему горю и слезам тоже). Позже спрашивала, чему я больше огорчена - смерти собаки или тому что компьютер сломался? для неё это события равного масштаба. В играх любит героические сюжеты, когда кто-то кого-то спасает, завоёвывает, ценит бесстрашие и смелость. В жизни часто бывают агрессивные вспышки, например на запрет смотреть более двух серий мультфильма может начать кричать, хватать за одежду и руки, больно царапать и бить. В беседах с психологом и в ситуациях, когда ей выгодно произвести хорошее впечатление, виртуозно мимикрирует и обычно делает так ,что взрослые начинают уделять ей внимания больше, чем другим детям. Наблюдается у психолога и психиатра, последнее время принимает легкий дневной транквилизатор, что не даёт особого эффекта. Мнения специалистов разделяются, психолог утверждает, что всё это последствия детского дома, однако психиатр говорит, что бОльшая часть приходится на биологические причины и её развитие психопатично. Иногда опускаются руки, т.к. очень трудно жить с ребенком, который не умеет сочувствовать и лишен чувства стыда. Хочется понять, стоит ли работать над повышением сензитивности или стоит сразу объяснять ей все ситуации с точки зрения выгоды или невыгоды для неё? может ли это поведение в будущем перерасти в психопатию? мне важно это знать, я в любом случае не собираюсь отказываться от ребенка, но более точный прогноз даёт более четкое представление о путях помощи. Спасибо

Алена

Давайте отталкиваться от ее интересов. Ей нравятся сюжеты, в которых много силовых моментов, там, где есть воля, власть, преодоление и развитие. Похоже, что Ваш ребенок "переел" атмосферы сочувствия и ему хочется максимально развиваться, тем более, что он пошел в садик и, похоже, что почувствовал вкус к развитию. Постарайтесь разнообразить ее жизнь, знакомить ее с творческой, научной, спортивной деятельностью, давать интересные задания, по возможности водить в кружки и секции. Моменты агрессии возникают от "передозировки" какой-либо атмосферы, например, тревоги или сожаления. Вам нужно дать ребенку право на собственную жизнь и желания и общаться с ним, удовлетворяя ее состояние в продуктивном направлении. Будучи услышанным, он услышит и ваши состояния и запросы, даже, если после этого Вы будете их требовать, а не просить.

Анна Зубкова, специалист